Хипстеры заглянули в бездну

В «Ткачах» отделили свет от тьмы

Доводы паникеров, тиражирующих предсказания о конце света, уже давно стали общим местом. Креативное пространство «Ткачи» преподнесло всем любителям эсхатологии своеобразный презент — масштабную инсталляцию «Начало света», созданную силами Наталии Цветковой и Татьяны Лаптевой.

Потолок огромного зала бывшей бумагопрядильной мануфактуры целиком заштопали инопланетными черными нитями, которые взрывают вспышки белоснежного текстиля с острой неоновой подсветкой. Орнамент тьмы многослоен — если долго вглядываться в бездну, устройство ее переплетений становится понятнее и от того гипнотизирует еще больше. Жуткого эффекта добавляют проволочные белые ладони, тянущиеся к зрителям из хаоса бесконечной бахромы.

Впрочем, если не раскачивать собственную психику трансцендентными фантазиями, новый объект выглядит вполне безобидно и легко укладывается в рамки бесцветного современного искусства, которое нынче принято клеймить приставкой «так называемое». Концепция к тому же немного пострадала с дизайнерской точки зрения: посетителей предполагалось заворожить ювелирным переплетением странных потолочных струн, но вместо этого каждый рефлективно утыкался в гладкий зеркальный пол — внизу почему-то интереснее.

Случались и курьезы — едва корреспондент «Известий» восхитился кубриковским Монолитом из «Космической одиссеи 2001 года», стоящим посреди безупречной пустоты пространства, выяснилось, что на самом деле это зашитый пожарный кран.

Стоя под бутонами первоначального неона, художница Татьяна Лаптева рассказала «Известиям» о собственном произведении.

— Идея родилась давно. Поскольку мы с Натальей художники по текстилю, мы давно хотели высказаться именно в этом материале. Здесь примерно 450 метров сотканного; а нашитого и всего остального — я даже не могу сказать. Очень много! В общей сложности, от эскиза до полного воплощения, работа велась полгода.

Я не хочу давать никакую определенную трактовку — инсталляция задумывалась таким образом, чтобы каждый видел в ней что-то свое. Насчет белых рук, например, были самые разные мнения — некоторые видели в них Микеланджело, другие — божественные ладони, третьи вовсе пугались. Когда у произведения существует множество трактовок, оно становится объемнее. В конце концов, свет и тьма — многогранные понятия, их нельзя определить единым значением, — рассказала «Известиям» Татьяна Лаптева.

Шум большого открытия помешал в полной мере насладиться таинственным замыслом художников. Особенно резануло выступление шведской группы Kite, в иных условиях миловидной, но к «Началу света» совсем не подходящей. Волокна первозданного хаоса поглощали бархатные звуки дистиллированного синтипопа — но тщетно. Жизнь победила небытие, а будни оказались важнее вечности.

Выставка в «Ткачах» продлится до 30 сентября.

Олег Кармунин

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе