Коллекции по пакетам

ГЦСИ на нескольких московских площадках проводит VII фестиваль коллекций современного искусства.

В художественной реальности Сергея Шутова преобладают мемории

Фото: пресс-служба ГЦСИ

Очередной фестиваль коллекций проходит на фоне полузатонувшего арт-рынка. Программа фестиваля ненавязчиво утверждает в сознании зрителя простую мысль: спасение утопающих — в руках самих утопающих. Помимо обязательных для фестиваля страноведческих выставок (современное искусство Армении, коллекция голландского музея De Hallen Haarlem) и широкой по охвату экспозиции рисующих поэтов в Литературном музее, здесь демонстрируют сугубо личный, даже семейный подход к собирательству. Коллекционирование понимается как экзистенциальный выбор и особый вид творчества, вполне в духе свежей моды на художников-собирателей и визионеров, ярче всего проявившейся в "Энциклопедическом дворце" — основном проекте последней Венецианской биеннале. Впрочем, сверхзадачи у фестиваля нет и никогда не было. Это просто набор выставок, среди которых попадаются более или менее интересные.

Центральным событием станет выставка коллекции известного художника Сергея Шутова, но к художественному товарообороту она не имеет ни малейшего отношения. "Контейнеры, пакеты, цистерны, мемории" посвящены, согласно Шутову, "сосуществованию документа и художественной реальности". Произведений искусства как таковых здесь минимум. Обещаны разве что рисунки Сергея Эйзенштейна и основателя российского футуризма Давида Бурлюка. Остальное — коллажи и инсталляции из памятного хлама, сопровождающего каждого человека на протяжении всей жизни. Например, фарфоровые статуэтки, изображающие советских космонавтов. Они сами по себе — гениальное произведение искусства, сочетание мещанской формы и романтического содержания. Или газетные вырезки с некрологами тех же космонавтов и вождей. Личные письма от соратников по искусству 1980-х, в том числе основателя Новой академии Тимура Новикова. В общем, всякая всячина, которой забиты антресоли. Все вместе обещает стать не только путешествием по ту сторону творческого процесса одного из самых изобретательных наших художников, но интересным документом последних лет довиртуальной эры, когда информацию еще нельзя было хранить на жестком диске или в виде ссылки в блоге.

Совсем иной — и тоже некоммерческий — тип собирательства фестиваль покажет на примере выставки нонконформиста Михаила Чернышова из коллекции его супруги Надежды. Чернышов — живая легенда неподцензурного искусства. Его называют и первым российским поп-артистом наряду с автором "Красной двери" Михаилом Рогинским, и первым концептуалистом: в начале 1960-х Чернышов сделал работу, состоящую из рамы и куска обычных обоев. Две громадные черно-белые абстракции в музее "Другое искусство" давно интриговали зрителей безупречной геометричностью. В них чувствовалась не имитация славы русского авангарда, но развитие темы, четкий и вдохновенный техницизм: художник с детства увлекался авиатехникой и ощущение взлета и бесконечности пространства передавать умел фантастически. Чернышов с 1981 года живет в Нью-Йорке, уже несколько лет не занимается искусством — как и многие эмигранты, он выключен и из американского, и из русского процесса. Несколько полотен 1980-х годов откроют нам художника заново, и неясно, будет ли это подкреплением или развенчанием мифа.

Валентин Дьяконов

Kоммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе