Кто такие «передвижники» в русской живописи и каких героев и антигероев они рисовали: от Христа до Боярыни Морозовой

Кто такие передвижники?

Это самые «национальные» русские живописцы, бросившие вызов Академии художеств с её искусством, оторванном от реалий жизни. Это разночинцы, решившие служить не государству, а народу. Это независимые от чужого мнения и готовые бороться с трудностями ради достижения собственных целей творцы, устраивавшие художественные выставки на свой риск и за свой счет. Какие же идеи и представления несли «в народ» передвижники и как их идеалы менялись со временем?



Герой и антигерой как чёрное и белое: обличительные 1860-е

Характер живописи художников-шестидесятников сформировался в связи с современными им историческими событиями: в это время Александром II были проведены беспрецедентные по своему масштабу и охвату различных сфер жизни страны реформы, ставшие большим шагом на пути формирования демократических прав и гражданского общества. Среди прочих была также отмена крепостного права.

Социальный состав студентов Академии художеств в это время также изменился, и наиболее активными учениками в это время стали разночинцы. Молодые творцы не хотели больше писать картины на исторические, в том числе мифологические темы. Они видели большое количество проблем в современной им повседневности и хотели говорить о них, внося свой вклад в улучшение жизни народа. Они жаждали перемен.


Якоби В. И. Осень. Фрагмент / Фото: rusmuseumvrm.ru


Эти перемены не заставили себя ждать: в 1863 году произошел «бунт четырнадцати», когда наиболее талантливые воспитанники Академии художеств, шедшие на золотые медали, отказались писать полотна на заданные и не интересующие их сюжеты. Никакие попытки найти компромисс или среднее арифметическое между представлениями об актуальных темах, которое имело старшее поколение, и желанием бороться с общественной несправедливостью кистями, которое бушевало в сердцах молодежи, даже не рассматривались. Лучшие из лучших покинули стены альма-матер.


Перов В. Г. Дворник, отдающий квартиру барыне. Фрагмент / Фото: my.tretyakov.ru


Объединив свои усилия, вчерашние ученики Академии организовали артель, «предшественницу» Товарищества передвижных художественных выставок. И начали творить, создавая картины на те темы, которые были близки им.

Освободившиеся от давления Академии художеств, они писали очень категоричные полотна, в которых зачастую противопоставлялись два совершенно полярных персонажа: протагонист, полностью положительный герой, и антагонист, не имеющий ничего, кроме отрицательных черт. Жанровая живопись артельщиков, дорвавшихся до творческой свободы, была словно черно-белое.

Мы точно знаем, кого жалеть: на их холстах всегда есть маленький человек, страдалец, с которым зачастую несправедливо поступает маленький начальник. Такова программная картина В. Г. Перова «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы».


Перов В. Г. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы / Фото: my.tretyakov.ru


К захиревшему, сытому и сладко попивающему чай священнослужителю, окруженному нежащимися служками, с протянутой рукой подходит босой мальчик-поводырь и старик, инвалид, ветеран, увешанный наградами, в обветшавшей худой одежде. Но священник, здешний маленький начальник, безразличен к его бедам. Он не утруждает себя даже отказом просящим, а велит своей служанке оттолкнуть его.

Какой уровень обличительства! В. Г. Перов недвусмысленно говорит о социальной несправедливости и расслоении в современном ему обществе.

Интересно, что в картинах этого периода вообще нет героического персонажа, ведь маленький человек не борется с несправедливостью, не погибает за свои идеалы и не спасает других. Он просто страдает из-за социальной несправедливости, угнетаемый антигероем – хамом, который мучает всех вокруг просто потому, что он плохой и может, а не во имя своих невероятных по масштабу и злости намерений. Протагонист тоже маленький, очень ограниченный и «локальный».



Иван Грозный, Боярыня Морозова и Христос — внутренний конфликт как центральная проблема живописи

Конечно, подобная категоричность, ставшая реакцией на консервативность Академии художеств, довольно быстро изжила себя. Встал вопрос поиска нового положительного героя. И если в шестидесятые годы этот поиск проявлял себя в жанровой живописи, то теперь бытовые сюжеты перестали быть обличительными и рассказывали либо о нейтральных героях с тяжелой судьбой, либо о любовных перипетиях.


Суриков В. И. Утро стрелецкой казни / Фото: ru.wikipedia.org


В живописи передвижников, создавших свое объединение в начале семидесятых, поиск героя происходит в исторической картине. Она теряет свою связь с академической традицией, которую сохраняла в предыдущее десятилетие. Одним из главных персонажей живописи семидесятых становится Христос. В нем видят человека, обладающего выдающимися личными качествами, но страдающего за свои ценности и борющегося за них. Он – пример для подражания.

Личную интерпретацию образа Христа представил на второй выставке Товарищества И. Н. Крамской. Его называли «русским Гамлетом»: стоящий на перепутье, он полон внутренних, раздирающих его мыслей в связи с уже сделанным нравственным выбором: решение принести искупительную жертву за грехи человечества уже принято.


Крамской И. Н. Христос в пустыне. Фрагмент / Фото: my.tretyakov.ru


«Парой» к картине И. Н. Крамского стал портрет Ф. М. Достоевского кисти В. Г. Перова. Не только композиционные, но и смысловые связи роднят две эти работы. Оба героя погружены в себя и сконцентрированы на собственных мыслях и внутренних драмах.

Портрет в семидесятые годы также становится полем для поиска героя «своего времени». Он дает возможность запечатлеть выдающихся людей эпохи и в позах, жестах, колористической гамме отразить их сложный внутренний мир.


Перов В.Г. Портрет Ф. М. Достоевского. Фрагмент / Фото: my.tretyakov.ru


Изменяется и представление об антагонисте. Как и положительный герой больше не определенно «белое», так и отрицательный не однозначно «черное». Художника начинают интересовать внутренние основания поступка человека, амбивалентность, спорность и драматичность принятого решения и саморефлексия. Вспомнить только картину Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея». Правильно ли поступает некогда однозначно положительный исторический персонаж? Он выносит приговор собственному сыну, но делает это на благо своей страны.

Грань между положительными и отрицательными качествами размывается. Какую роль играет «Царевна Софья», изображённая И. Е. Репиным? Обвиненная в госизмене и выступившая против будущего первого императора, она была заточена в монастырь, но её внутренний стержень так и не был сломлен. Софья не смирилась с постригом, который её ждет, в душе героини продолжается борьба.


И. Е. Репин. Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги в 1698 году. Фрагмент / Фото: my.tretyakov.ru


Трудно понять, кто протагонист, а кто антагонист и в картине «Утро стрелецкой казни» В. Сурикова. Психологическая напряженность и взаимная непримиримая ненависть между осужденными, которые не собираются сдаваться, и осуждаемым, который не будет прощать, поражает зрителя, задающегося вопросом, кто прав, а кто виноват в этом столкновении старого и нового миров.

Психологический накал картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» кисти того же художника практически невозможно вынести. Убийца обезумел от совершенного, в его глазах читается ужас осознания и раскаяние в содеянном. Но ни что не сотрет кровь с его рук и не вернет сына к жизни.


Репин И. Е. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. Фрагмент / Фото: my.tretyakov.ru


Однако постепенно проходит и этот накал эмоций. Конец XIX века – это время зарождения модерна. Внимание художников переходит от внутреннего конфликта и социальных проблем к декоративности, красоте и атрибутам внешней жизни. Так, герои В. М. Васнецова – не реальные, а сказочные, а персонажи М. В. Нестерова – настоящие святые, которым чужды внутренние сомнения людей.

Автор
kulturologia
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе