Леонардо — музею

Покупателем самой дорогой картины в мире оказалось Управление по туризму и культуре Абу-Даби



Картина «Спаситель мира», которую уже принято считать работой Леонардо да Винчи, снова в центре внимания: 8 декабря 2017 года в твитте музея «Лувр Абу-Даби» ее владельцем объявлен уже не саудовский принц, а государственный департамент.





Музей Лувр Абу-Даби (ОАЭ)

«Лувр Абу-Даби ждет с нетерпением показа „Спасителя мира“ Леонардо да Винчи. Работа была куплена для музея Управлением по туризму и культуре Абу-Даби». Таков текст сообщения в музейном твиттере.

Несколько дней тому издание The New York Times разместило информацию о том, что покупатель шедевра — саудовский принц Бадр бен Адалла бен Мухаммед бен Фархан Аль Сауд. Он прокомментировал данное сообщение саудовской газете Al Eqtisadiah, опровергая эти сведения.

Аукционный дом Christie’s, ранее отказывавшийся давать комментарии по поводу имени покупателя картины, в пятницу, 8 декабря, подтвердил сведения о приобретении работы Управлением по туризму и культуре Абу-Даби (Abu Dhabi’s Department of Culture and Tourism).

 «Мы счастливы видеть, что это значительное произведение будет доступно публике в Лувре Абу-Даби," — цитирует заявление аукционного дома The Guardian. Это же издание со ссылкой на Financial Times утверждает, что покупку действительно оплатило саудовское правительство и затем передало в дар ОАЭ в качестве символа расширения и укрепления дипломатических связей между двумя странами.


Спаситель Мира (Сальватор Мунди)
Леонардо да Винчи
1500, 65.7×45.7 см

Напомним, «Сальватор Мунди» или «Спаситель Мира» — 500-летняя работа, уверенно приписанная Леонардо да Винчи, — была продана 15 ноября 2017 года на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 450 млн 312 тыс. 500 долларов (включая премию).



Таким образом, изображение Иисуса Христа стало не только рекордсменом среди живописных произведений на публичных
торгах, но и самой дорогой картиной на планете.

Провенанс
  Имя продавца работы Леонардо было известно заранее.. Это миллиардер российского происхождения Дмитрий Рыболовлев — шеф футбольного клуба AS Monaco. Панель он приобрёл через своего швейцарского арт-дилера Ива Бувье, которого теперь обвиняет в обмане на сотни миллионов долларов при сделках вокруг произведений искусства. Картина Леонардо была одним из камней преткновения в этой судебной битве.

Бувье купил работу в Sotheby’s за 80 млн долларов в 2013 году и через несколько дней перепродал российскому магнату уже за 127,5 миллионов, получив в результате цепочки афер прибыль в 47,5 миллионов. Сам арт-дилер все обвинения отрицает.


Дмитрий Рыболовлев (слева) и Ив Бувье. Коллаж: vanityfair.fr

При исследовании провенанса экспертам удалось выяснить, что «Спаситель Мира» был продан в 1958 году как предполагаемая копия всего лишь за 45 фунтов стерлингов (60 долларов в нынешних ценах). После этого он исчез на десятилетия и вновь появится на региональном аукционе США в 2005 году уже без атрибуции. Предположительно, цена составляла менее 10 тыс. долларов. В 2011 году, спустя годы исследований и реставрации, картина появилась на выставке в Национальной галерее в Лондоне, что окончательно закрепило за ней авторство Леонардо да Винчи.

Проблемы и реставрации

Между тем, в предпродажном отчёте специалисты Christie’s описали проблемы деревянной панели. Они отметили, что художник положил минимум пять тонких слоёв краски для достижения телесного эффекта на лице Христа, как в случае с Моной Лизой. Были также выявлены многочисленные пентименто (видимые изменения), которые подтверждают, что это — оригинал Леонардо.

Но при этом живописец использовал панель из древесины грецкого ореха с сучками. Примерно в 1600 году на ней появилась «длинная кривая трещина, которая тянется по картине вертикально слева от головы Христа (но не проходит через его лицо)».

В отчёте Christie’s также отмечается, что панель «пострадала от червей, которые источили древесину».
В 2007 — 2010 годах «Спасителя Мира» реставрировала Диана Модестини из Нью-Йорка. «Грубо наложенные и искажающие поздние слои были удалены, а повреждённые фрагменты аккуратно и скрупулёзно восстановлены», — пишут эксперты Christie’s, добавляя, что подобные потери «ожидаемы в большинстве картин старше 500 лет».

Собственный отчёт Модестини даёт более подробную информацию. «Спаситель Мира» получил повреждения на ранней стадии и впоследствии несколько раз претерпел изменения. Оригинальный чёрный фон был заменён зелёным, а позже — грязно-коричневым. К 1900 году, когда картину купил Фрэнсис Кук как произведение Бернардино Луини, последователя Леонардо, она была «гротескно перекрашена». В частности, Христу была добавлена борода.


Слева — картина Леонардо в 1904 году с поздними дорисовками, справа — в наши дни, после очистки и ретуширования областей потери краски. Фото: Christies Images via The Art Newspaper

Перед продажей в 2005 году на картину был нанесён новый слой лака — «клейкий и неровный, с грубой подкраской». Эксперты предполагают, что поработал «владелец или местный любитель».

Диана Модестини профессионально восстановила «Спасителя Мира». Она стабилизировала картину, удалила значительную часть поздней перекраски и внесла косметические изменения, чтобы сделать её ближе к оригиналу Леонардо.

«[Продажа картины Леонардо] - это, скорее всего, единственный шанс, который мне когда-либо выпал, — сказал после торгов генеральный президент Christie’s Юсси Пулкканен. — На данный момент это вершина моей карьеры».
 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе