Летающие крестьяне и пиктограммы: выставка «Люди живут» в галерее «На Песчаной»

Последние дни работает проект, представляющий особый взгляд на отечественное искусство.

Алексей и Игорь Новиковы — художники парадоксальные, необычной судьбы. Старший, Алексей Иванович, в советские годы писал совершенно неконвенциональные вещи. Яркие, выполненные в примитивистском духе картины отсылали к традиции русского авангарда, в то время находившегося в опале. Сын Игорь пошел по стопам отца, несмотря на его протесты, и тоже стал художником. При этом нашел свой визуальный язык — русские пейзажи на его картинах населены пиктограммами, не отменяющими классическую традицию, но проблематизирующими ее. Выставка «Люди живут. Алексей и Игорь Новиковы. Живопись» в галерее «На Песчаной» (кураторы — Антонина Галимзянова, Дмитрий Буткевич) показывает в соседних залах творчество отца и сына, кстати — академиков РАХ. И прочерчивает путь, который искусство прошло за 100 лет — от почти полного разрыва с реалистическим каноном до аккуратного сближения с ним, но уже с оглядкой на то, что было сделано в последние десятилетия.


Надо сказать, отец и сын далеко не первые в семье выбрали путь искусства. Предки их были литейщиками, создавали разные изящные вещи — столы, кочерги, каминные дверцы. К сожалению, сохранилось лишь несколько предметов, почти все потеряны во время войны — деревня в Орловской области, где жили Новиковы, была оккупирована немцами. Дом их разрушили, многих родственников увезли в лагерь, и Алексей Иванович — тогда еще совсем мальчишка — их больше никогда не видел. Сам он сумел спрятаться и убежать, добрался до Мурманска, учился в школе юнг, стал ветераном-подводником Северного флота. А еще окончил художественное училище в Кишиневе и Академию художеств в Риге, но рисовать людей-победителей в духе соцреализма не захотел. Его ярко-желтые небеса и летающие красные крестьяне не встречали понимания — экспериментировать с красками разрешалось грандам вроде Сарьяна. А вот певец средней полосы должен был работать в духе Левитана или по крайней мере следовать реалистическому подходу. Так что неудивительно, что свои произведения Новиков-старший почти не показывал. А на жизнь зарабатывал изображением сказочных сюжетов, где, по крайней мере, закрывали глаза на смелые цветовые решения. С перестройкой выставок стало больше, хотя Алексей Иванович, как признается его сын, все-таки оставался домоседом и публичности не искал. В итоге получилось, что яркого представителя ар-брют Леонида Пурыгина знают многие, а Алексея Новикова, художника на поколение старше, помнит более ограниченный круг зрителей. Хотя Новиков — в этом можно убедиться на выставке — не изменял в себе в угоду общественным вкусам. В экспозиции висят вещи, сделанные 50 лет назад, и совсем свежие — и видно, что художник, которому недавно исполнилось 92 года, продолжает идти своим путем. И создает чуть гротескные сюрреалистические картины деревенской жизни, где яркость красок компенсируется лаконичностью палитры: здесь словно ощущается влияние сурового стиля, на расцвет которого пришлась молодость мастера.

Игорь Новиков тоже обращается к корням — привычным русским пейзажам. Например, изображает левитановские места — легендарный Плёс — в ярком лентуловском ключе. Или отсылает к произведениям великих — «Над вечным покоем» того же Левитана или репинским «Бурлакам». Эти картины, давно превратившиеся в знаки, даже символы классического наследия, Новиков соединяет с другими знаками, пиктограммами, по характеру более утилитарными. Хотя когда-то они имели особое значение: в частности, из пиктограмм состояла такая система письменности, как древнеегипетское письмо. Работать с пиктограммами Игорь Новиков начал еще в 1986 году. Тогда же родилась другая идея — вместе с художником Фаридом Богдаловым они стали создателями арт-сквота «Фурманный переулок». В официальное искусство Новиков не стремился, причем осознал это еще во время учебы — его трижды выгоняли из Суриковского института, в том числе из мастерской Таира Салахова. И когда свободы стало больше (а жесткий капитализм лишь маячил на горизонте), Новиков вместе с другими художниками занял расселенный дом. В итоге там обосновались будущие звезды современного искусства — Константин Звездочетов, Леонид Тишков, «Мухоморы», «Чемпионы мира», Леонид Пурыгин. Сквот просуществовал три года, с 86-го по 89-й, туда заглядывали зарубежные коллекционеры, готовые купить хоть ведро с краской, которое они принимали за арт-объект: интерес к российскому искусству в те годы был высок как никогда. Потом волна схлынула, но Игорь Новиков не потерялся: привез выставку в Швейцарию, издал там книгу о Фурманном переулке, провел выставку в музее Мартини. А затем получил стипендию и в итоге стал успешным швейцарским художником. Правда в последние годы он снова живет в России, показывает выставки в музеях, в том числе региональных. Говорит, что в Воронеже, Твери, Костроме, Рязани, Ярославле принимают особенно хорошо. Видимо, потому, что к классике у него неироническое отношение: Новиков признается, что ему важно не посмеяться, а поставить вопросы. И, наверное, подтолкнуть зрителя к размышлениям о том, что такое реалистическая традиция и как обращаться к ней сегодня. А еще показать, что люди, в том числе художники, живут — в самых разных для искусства обстоятельствах.

Выставка работает до 6 июля.

Автор
Ксения ВОРОТЫНЦЕВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе