Летают все: выставка Владимира Любарова «Коля видит третьим глазом»

Галерея ARTSTORY приглашает окунуться в чудаковатый мир деревни Перемилово.

Владимир Любаров без преувеличения — народный художник. И пусть соответствующие звания и регалии пока не получены, любой желающий может убедиться: «народный» — это когда на вернисаже не протолкнуться. А еще когда творчество буквально «ушло в народ». Так и у Любарова: некоторые могут не помнить имени автора, зато его характерные образы легко узнают. Неудивительно, что художник даже выпустил свой «мерч»: на персональном сайте в колоритном разделе «Интернет-сельпо» представлены и платки, и подушки, и календари, и даже книги, населенные хорошо знакомыми героями — корпулентными решительными дамами и их слегка нелепыми кавалерами. 


Новая выставка Владимира Любарова «Коля видит третьим глазом» в галерее ARTSTORY (с актуальным подзаголовком «Картины маслом отечественного производства») вновь погружает зрителя в сказочную страну Перемилово. Сам художник уверяет, что страна эта простирается от Юрьев-Польского до Переславля-Залесского: целых 80 километров, где-то посередине располагается Перемилово. Между прочим, это реальная деревня, куда художник переехал из Москвы в начале 90-х. И стал своеобразным genius loci этих мест, которые начал воспевать в своих живописных работах. Нынешний проект, представляющий 81 картину, делает акцент на паранормальных способностях деревенских жителей, а также на их тяге ко всему необычному и потустороннему. Объясняется это просто: в сложной ситуации человеку свойственно опираться на чудесное и удивительное — когда больше вроде бы и не на что. Можно вспомнить о популярности целителей вроде Кашпировского и Чумака в начале 90-х и о зрителях, послушно заряжавших воду перед телевизором. Нынче многие верят в астропрогнозы, ну а перемиловские жители на «картинках» Любарова устанавливают контакты с пришельцами, гуляют по ночным крышам и снимают порчу. 

— Идея выставки «Коля видит третьим глазом» принадлежала самому художнику, — рассказала «Культуромании» куратор, искусствовед Анна Апресян. — В нашей экспозиции гармонично соединяются разные серии работ, однако своеобразной «вишенкой» стали картины, посвященные аномалиям, над которой художник работает последнее время. Есть среди них совсем свежие произведения — 2023 года. В основе картин Владимира Любарова лежат реальные события, у многих героев даже есть прототипы. Иногда все кажется вполне обыденным, но потом замечаешь какую-нибудь странную деталь. Вот, например, «Очередь к народному целителю»: вглядываешься и видишь над головами людей — землю, дома, деревья. То есть Любаров переворачивает все с ног на голову. Или, например, другая работа — «Михалыч снимает с Нади венец безбрачия». Сюжет знакомый, вдохновленный объявлениями, расклеенными в городах и селах. Но внимательный зритель может заметить, что в правом верхнем углу картины пролетают целующиеся люди. Именно за счет подобных деталей художник дополняет реальность. 

Необычна и география: в стране Перемилово умещаются населенные пункты с диковинными названиями — «Лоскуты», «Упертовка», «Бухалово», «Куда» и даже «Рай». Надо сказать, с подобной топонимикой сталкивался каждый, кто выезжал за пределы большого города, и как тут не подивиться народному воображению и его причудливой логике. Художник, впрочем, тоже вступает в игру и дает свои трактовки — крайне остроумные. 

— Во многих своих изображениях Владимир Любаров обыгрывает названия населенных пунктов, — объяснила «Культуромании» Анна Апресян. — Например, в картине «Пенье. Деревня во Владимирской области». Можно предположить, что название появилось из-за того, что там поют, хотя на самом деле оно образовано от слова «пень». Художник обыгрывает неоднозначность трактовки названия, помещая в центр композиции хор, который исполняет музыкальные композиции на фоне пней. 

Многие зрители признаются, что обаяние картин Любарова — в их отсылке к коллективной памяти: некому обобщенному советско-деревенскому прошлому, несовершенному, наивному, но крайне милому. Сами герои одеты по моде условных 1950-х, на столах — банки с килькой в томате, на улице — очереди к пузатой бочке с квасом. Правда, время это условное, сказочное. Впрочем, художник иногда внедряет актуальные детали: то наденет медицинские маски на компанию, решившую перекинуться в картишки. А порой забросит в Перемилово самого Трампа, подвергающегося преследованию на родине. Здесь бывший американский президент может отдохнуть, подышать чистым деревенским воздухом, а заодно провести конкурс красоты в местном ДК — какой-никакой опыт имеется. Тем более, перемиловцы — благодарная аудитория: люди чуткие, интересующиеся высокими материями. Недаром, несмотря на внешнюю грубость и фактурность, они так и норовят взмыть вверх. Причем, буквально: бродят, как лунатики, по крышам или просто парят в воздухе. Надо сказать, силу земного притяжения преодолевают не только люди: на некоторых картинах летают даже коровы. Так что сказочности в творчестве Владимира Семеновича больше, чем кажется на первый взгляд. 

— Любаров очень любопытный художник, — рассказала «Культуромании» Анна Апресян. — Его картины поначалу кажутся простыми и понятными: недаром он работает, нарочито упрощая формы. Однако когда вглядываешься в его работы, понимаешь, что они на самом деле многослойны. Зрители нередко считают, что художники обращаются к примитивному искусству, потому что им не хватает мастерства. Владимир Любаров же — профессиональный художник-график, у него хорошая классическая школа, а потому обращение к примитивному искусству — это его выбор. Больше того, изначально Владимир Любаров реализовался как успешный книжный график, и только в 1990 году, уехав из Москвы, он обратился к примитивной живописи. Отметим, что в 90-е многие отечественные авторы обращались к примитивизму или интегрировали его элементы в свои работы. Необходимо это было, чаще всего не для того, чтобы облегчить смысловое наполнение работ, но, скорее, чтобы говорить со зрителем на одном языке. Не стоит, однако, думать, что так стали делать только на рубеже веков: еще в 70-е, например, такие художники как Татьяна Назаренко или Наталья Нестерова обращались к примитивизации образов, отражая в своих картинах важные проблемы современности. Другими словами, примитивное искусство дает много поводов задуматься о неоднозначности сюжетов. Впрочем, порой к нам на выставку приходят люди, максимально далекие от искусства, не стремящиеся к осознанному анализу — им просто нравится юмор художника. Многие говорят, что творчество Владимира Любарова делает жизнь лучше, наполняет ее радостью. Художник относится к своим героям с большой любовью, но при этом нередко ставит их в курьезные ситуации. Зритель, улыбаясь работам Любарова, часто отождествляет себя с персонажами, изображенными на картинах художника, и немножко посмеивается над собой. Так что наша выставка еще и терапевтическая. 

Выставка работает до 30 июля. 

Автор
Ксения ВОРОТЫНЦЕВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе