Лев Рембрандта приехал в Москву: почему он важен для Лейденской коллекции и художника
31 марта 2018
Выставка "Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции"
Именно с этого рисунка с отдыхающим львом началось крупнейшее в мире частное собрание произведений Рембрандта и других мастеров его эпохи
Это потенциальный музейный блокбастер. Выставка "Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции" будет проходить в ГМИИ им. Пушкина в Москве с 28 марта по 22 июля 2018 года.
Лейденская коллекция - это крупнейшее (более 250 произведений!) частное собрание голландской живописи 17-го века коллекционеров из США, Томаса С. Каплана и его жены Дафны Реканати-Каплан.
Коллекция названа в честь Лейдена - города, в котором родился Рембрандт. Супруги Каплан решили не держать свои сокровища скрытыми от публики, а предоставлять их для экспонирования крупнейшим музеям мира. Шедевры из их собрания уже выставлялись в Лувре в Париже, а после Москвы переедут в Санкт-Петербург, в Эрмитаж.
На московской выставке будут представлены 82 произведения (80 картин и 2 рисунка, включая льва) - ни одно из них ранее не выставлялось в России: Рембрандт (13 произведений!), Вермеер, Карел Фабрициус, Ян Стен, Геррит Доу, Франс Халс и другие голландские мастера, а также, в порядке исключения, один рисунок итальянца - Леонардо да Винчи (набросок головы медведя). Картины из Лейденской коллекции, которые будут представлены на выставке в Москве. Авторы: Рембрандт, Вермеер, Геррит Доу, Ян Ливенс.
Чем примечателен рисунок Рембрандта со львом?
Рембрандт ван Рейн. Молодой отдыхающий лев. Ок. 1638-42 годов. Мел, бумага. 11,5 х 15 см. Лейденская коллекция
Сейчас в Лейденской коллекции 14 работ Рембрандта (12 картин и 2 рисунка) - ни в одном частном собрании нет такого количества произведений великого голландца. Этот крошечный рисунок со львом - первое произведение Рембрандта, которое приобрели супруги Каплан. Томас Каплан "заболел" Рембрандтом ещё в детстве: в восемь лет он просил родителей повезти его в Амстердам, потому что там жил Рембрандт.
Где Рембрандт мог увидеть североафриканского льва, сидящего на цепи? Вероятно, в Голландии - на ярмарке или в зверинце: диковинных зверей привозили в Европу торговые суда.
В 1630-х годах Рембрандт сделал ряд набросков львов с натуры (они представлены ниже, но не будут представлены на выставке в Москве). Как и на рисунке с отдыхающим молодым львом, на них детально проработаны голова и глаза животных, а вот туловище схвачено бегло. Львица, пожирающая птицу. Ок. 1637. Британский музей, Лондон
Львица на цепи, лежащая на земле. Ок. 1637. Британский музей, Лондон
Этюд льва в состоянии покоя. Ок. 1640. Лувр, Париж
Зачем Рембрандт зарисовывал львов?
Рембрандт нередко делал наброски животных, когда они попадались ему на глаза. А потом, пользуясь набросками, памятью и воображением, в мастерской включал их в свои картины или гравюры.
Вот, например, случай со слоном:натурный набросок 1637 года и гравюра "Адам и Ева" 1638-го года, тоже со слоном:
"Адам и Ева", 1638
Фрагмент гравюры "Адам и Ева"
Со львом ещё интереснее. Вероятно, Рембрандт увидел и зарисовал живых львов не ранее 1637 года. А Святого Иеронима с его спутником львом он изображал и до и после 1637-го. И разница очевидна! ДО ЗНАКОМСТВА С ЖИВЫМИ ЛЬВАМИ: Читающий святой Иероним под деревом. 1634
ПОСЛЕ ЗНАКОМСТВА С ЖИВЫМ ЛЬВОМ: Святой Иероним в итальянском пейзаже 1653.
Наброски со львами понадобились Рембрандту и для написания картины маслом. Гризайль (монохромная картина) "Единение страны" (ок. 1642 года, Музей Бойманса - ван Бёнингена в Роттердаме) явно написана под впечатлением от живых львов: