Мастер бархатных ночей

Ретроспектива работ Архипа Куинджи открывается 6 октября в Третьяковской галерее.
Гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова у картины Куинджи "После грозы". 
Фото: Архив "РГ"


В Инженерном корпусе открывается большая ретроспектива Архипа Куинджи (1842-1910), приуроченная к 175-летию мастера.

В числе 180 произведений, кроме работ из коллекций Третьяковской галереи и Русского музея, будут картины из 19 музеев России, а также музейных собраний Азербайджана, Беларуси, плюс из частной коллекции. Помимо известных картин "Ночь на Днепре", "Березовая роща", "Днепр утром" привезут никогда не показывавшиеся в Москве полотна "Закат в степи" (из Художественного музея Бурятии) и "Волга" (из Азербайджанского национального музея искусств).

О выставке рассказывает куратор проекта Ольга Атрощенко.


Грек Архип Иванович Куинджи, родившийся в семье сапожника под Мариуполем, - один из легендарных пейзажистов в истории русского живописи. Одним из первых он сделал в 1880 году выставку одной картины, показав "Ночь на Днепре" в помещении Общества поощрения художеств в Петербурге. Но выстраивать большую выставку на одних пейзажах, наверное, сложно?

Ольга Атрощенко: Куинджи не писал портреты и жанровые картины. Исключения - две очень ранние работы: "Забытая деревня", где едва различима фигурка человека, и "Чумацкий тракт в Мариуполе". Это самое начало творческого пути. А дальше он пишет исключительно природу.

Более того, в его природе нет места для человека. В отличие от многих современников-пейзажистов он не связывал пейзаж с настроением человека, печальным или радостным. Его интересовала внутренняя сущность природы, ее сокровенные свойства. Вселенский смысл, можем сегодня добавить.

Можно же рассматривать природу как пространство жизни человека, а можно воспринимать как творение Создателя. Вот Архип Иванович ее воспринимал именно как высшее творение Создателя. Он с невероятной любовью и бережностью относился к природе. Ученики его рассказывали, что, когда они, живя в Крыму, прочищали ручей и вырывали траву, он брал эту траву с корнями и пересаживал на другое место. Такое отношение к природе было ему свойственно. И в произведениях это отразилось.


Архип Куинджи. "Березовая роща". 1879. Этот романтический пейзаж написан фактически одним зеленым цветом. 
Фото: Предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи


Вы хотите сказать, что он мистически воспринимал мироздание как живую сущность?

Ольга Атрощенко: Сам художник говорил о религиозном восприятии жизни. Возможно, в его случае можно говорить о пантеизме. Когда мы видим картину "Ветка" Александра Иванова, то понимаем, что здесь дышит Вселенная. Сходное ощущение рождается, когда смотришь на картины Куинджи. Но Александр Иванов жил в другую эпоху. А Куинджи, пытаясь передать внутреннюю сущность природы, экспериментирует и в своих находках приближается к искусству ХХ века. Надеюсь, выставка позволит это увидеть. У него очень много новаторских произведений. Один из разделов выставки "Опережая время" полностью посвящен им.

Нередко пишут о влиянии на него импрессионистов. Но это совершено другой тип художественного сознания...

Ольга Атрощенко: Он интересовался теми же вопросами, которые волновали Моне, Ренуара, но решал их по-своему. Он присматривался к методам импрессионистов, но дальше двигался к фовизму, даже к беспредметности.

Мы развешивали на выставке этюды серии "Закаты". Смотрим на эскиз "Закат. Берег моря" Куинджи и думаем, где верх картины, где низ, как правильно повесить. Он работает совершенно иначе, нежели художники его поколения. У современных ему пейзажистов обязательно была бы линия горизонта, первый план, допустим, с пригорками. А у Куинджи - явление ужасающего красного заката.

Многие упоминают об особых красках, которые использовал художник...

Ольга Атрощенко: Почему-то все считают, что он создавал новые краски, но мы этого подтвердить не можем. К выставке были проведены исследования произведений, которые у нас хранятся, - их не так много, около 20. Специалисты в отделе комплексных исследований говорят, что никаких особых пигментов он не использовал.

Другое дело, что Куинджи очень хорошо чувствовал тон, его силу. Кроме того, хорошо знал оптические законы. Когда он показывал отдельно, например, картину "Ночь на Днепре", то использовал направленный свет лампы Яблочкова, новинки по тем временам. Свет усиливал эффект живописи: Луна светит, река серебрится, мерцает. Картина оживала. А темные участки холста поглощали свет и от этого становились глубокими в цвете. Зрители выходили и ахали: "Какая удивительная бархатная ночь!". Так черный свет превращался в "бархат".

Куинджи интересовался научными открытиями и умел использовать знание физических законов в своей работе.



Навигатор

Выставка "Архип Куинджи" в Инженерном корпусе Третьяковской галереи открыта с 6 октября 2018-го по 17 февраля 2019-го года.

Автор
Текст: Иван Владимиров
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе