Миллионы за любовницу

"Обнаженная" Пабло Пикассо установила новый мировой рекорд стоимости произведения искусства 

В Нью-Йорке на прошлой неделе прошли торги импрессионистов и модернистов Sotheby’s и Chrisite’s, которые традиционно являются важнейшими аукционами сезона. Они представляют сильнейшие произведения, которые аукционным домам удалось раздобыть за год, с самыми высокими эстимейтами. 

В этот раз коллекции вечерних торгов тоже не подкачали: Christie’s предварительно оценил свою подборку в 262–368 млн. долл., Sotheby’s – 141–204 млн. Но того, что произошло во вторник, 4 мая, на аукционе Christie’s, все-таки мало кто ожидал. После вечерних торгов этого аукционного дома у экспертов не осталось никаких сомнений в том, что арт-рынок благополучно пережил кризис, причем помогли ему в этом покупатели из России, Китая и Ближнего Востока. Как комментируют специалисты аукционного дома, большую часть топ-лотов приобрели коллекционеры, живущие за пределами США. 


Открыла торги продажа коллекции Френсис Броуди, американского мецената и коллекционера, которая вместе с мужем – успешным лос-анджелесским девелопером Сидни Броуди – в течение полувека покупала европейских модернистов и украшала ими свой роскошный особняк в Калифорнии (который после смерти госпожи Броуди так же, как и коллекция, выставлен на торги). Все 27 работ из их собрания были проданы, а американский арт-критик Сурен Меликян охарактеризовал состояние аукционного зала как «атмосферу в «Алисе в стране чудес». 

Чудеса действительно начались с самого начала и всего за пять лотов достигли своего пика. Первым за 2,6 млн. долл. быстро был продан крошечный (всего 35х27 см) автопортрет Эдуара Вюйяра. За ним улетел натюрморт Жоржа Брака, мгновенно поставивший новый рекорд на живопись художника, – при оценке в 3–5 млн. долл. анонимный покупатель приобрел его за 10,1 млн. Дальше последовали скульптура Марино Марини (2,3 млн. долл.) и одна из отливок известнейшего «Кота» Альберто Джакометти, который на тот момент еще сохранял звание самого дорогого художника в мире. Напомним, что скульптура Джакометти «Шагающий человек» в феврале этого года установила мировой рекорд на произведение, когда-либо проданное с молотка, – 104,3 млн. долл. Буквально чудом сдвинув с этой позиции «Мальчика с трубкой» Пабло Пикассо, который в 2004 году был куплен за 104,1 млн. долл. и в течение пяти лет являлся неприступной вершиной арт-рынка. 

Но Пикассо не зря называют главным художником XX века. Популярность его работ, разнообразие периодов его творчества и количество его произведений на рынке не оставляют шансов другим художникам занять пьедестал почета. Пятым по счету лотом на вечерних торгах Christie’s было выставлено полотно Пикассо «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев». Это произведение было создано в 1932 году в череде изображений 17-летней красотки Мари-Терез Вальтер, на протяжении 1930-х годов бывшей музой, моделью и по совместительству любовницей немолодого и женатого Пикассо. Обычная история страсти и обмана, обычные отношения художника и модели – раскрепощенной, сексуальной, притягательной. Но если бы все было так просто, Пикассо не был бы Пикассо. Гораздо больше эроса в творчестве его интересовали история искусства, философия, культура и достижения братьев по цеху. В этом почти мультипликационном изображении читается и Энгр, и Матисс, и даже «Венера» Тициана. Классический бюст на заднем фоне (это, кстати, портрет той же Вальтер, сделанный Пикассо), почти сезанновский натюрморт на переднем плане и профиль самого художника, едва угадывающийся в складках занавеса.

В 1936 году эта занимательная работа оказалась у легендарного нью-йоркского дилера Рауля Розенберга. Но в тот момент произведение выглядело настолько странным, почти курьезно-нелепым, что продать его было невозможно. «Обнаженная» задержалась у Розенберга на 15 лет, пока в 1951-м ее не приобрела чета Броуди за 19 тыс. долл. В это время благодаря активному раскручиваю арт-дилерами самого «бренда Пикассо» период поздних 1920-х – 1930-х годов уже становился одним из самых популярных у коллекционеров. Сегодня «Обнаженную» эксперты аукционного дома оценили очень дорого – в 70–90 млн. долл. 

Восемь минут и шесть секунд потребовалось для того, чтобы восемь человек в зале и на телефоне подняли цену на это полотно до 80 млн. долл. Один из них в итоге оказался самым настойчивым. Хотя, торгуясь по телефону, он и не слышал, как молоток аукциониста ударил на цифре 95 млн. долл. и зал взорвался аплодисментами, но был готов вместе с процентом аукционного дома заплатить за «Обнаженную» рекордные 106,5 млн. долл. Была ли это борьба за само произведение или за очередной рекорд, который безусловно принес большое удовлетворение его виновнику, не понятно. Стоит ли само полотно таких денег – тоже вопрос: при всех достоинствах работы ее никак нельзя сравнить с ранними и поистине революционными произведениями Пикассо 1910-х годов. 

Кто стал счастливым обладателем «Обнаженной» Christie’s, конечно, не афиширует. Однако, по информации The New Times, до торгов за это полотно собирались сражаться исключительно известные бизнес-личности: миллиардер Стивен Коэн, глава хедж-фонда Citadel Investment Group Кеннет Гриффин, предприниматель Лесли Векснер, гонконгский магнат Джозеф Лау и Роман Абрамович, которому, впрочем, американская пресса на волне популярности российских финансов на арт-рынке последних лет приписывает уже не первую крупную сделку в области искусства XX–XXI веков. 

Все, что происходило после Пикассо, было чисто, аккуратно, но все-таки уже не так впечатляюще. Даже несмотря на то, что в цене значительно росли скульптуры Альберто Джакометти, пусть и не являющегося больше самым дорогим художником, но точно остающимся самым дорогим скульптором в мире (его «Рука» была продана за 25,8 млн. долл. при эстимейте 10–15 млн., а портрет брата Диего – за 53 млн. долл. при оценке 25–35 млн.). Всего за собрание Броуди заплатили 224 млн. долл. Эта частная коллекция стала самой дорогой, когда-либо проданной с молотка (предыдущий рекорд принадлежал коллекции Виктора и Сэлли Ганц, проданной Christie’s в 1997 году за 206 млн. долл.). По итогам вечерних торгов Christie’s выручил 335,6 млн. долл. 

Триумф Christie’s совершенно затмил не столь яркие, но крепкие торги Sotheby’s, которые принесли 195 млн. долл. и два ценовых рекорда – на живопись Садьвадора Дали (его работа «Призрак вечера на пляже» была продана за 5,6 млн. долл.) и скульптуру Исаму Ногучи (4,2 млн. долл.). Помимо этого Sotheby’s выставил классический набор – Матисса, Модильяни, Моне, Родена и, конечно, работы все того же неизменного Пикассо, хотя и гораздо более дешевые. Все они были куплены, а в воздухе витало недавнее возбуждение от грандиозной продажи «Обнаженной». Ведь перешагнув 100-миллионный рубеж, имеющий почти магическое значение, Christie’s вписал еще одну веху в историю художественного рынка.

Юлия Виноградова

Независимая газета 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе