Министр культуры — о картинах выставки «Романтический реализм»

Полотна Александра Дейнеки, Исаака Бродского, Митрофана Грекова и других художников бесплатно покажут в «Манеже».
Фото: «ИЗВЕСТИЯ»/Владимир Суворов


4 ноября в «Манеже» откроется выставка «Романтический реализм. Советская живопись 1925–1945 годов», подготовленная музейно-выставочным центром «Росизо» при поддержке Минкультуры. Посмотреть экспозицию, которая продлится до 22 ноября, можно бесплатно. По просьбе «Известий» министр культуры Владимир Мединский рассказал о восьми шедеврах соцреализма, представленных на выставке.



Исаак Бродский. II Конгресс Коминтерна (1924)


"Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна" (1920-1924)

Это первая из многих картин Исаака Бродского, посвященных Октябрьской революции. Да, это драматическое событие нашей истории. Но вместе с трагедией там есть еще и воодушевление, азарт строителей новой жизни, первопроходцев мировой истории. Работы Бродского — именно об этом: не о разрушении, а о том, что «мы наш, мы новый мир построим». Именно построим. На картине — как раз эти люди, неброско одетые, но переполненные энергией русской революции. И Ленин здесь — не монументальный «вождь мирового пролетариата», а один из них. В этом сочетании величественных интерьеров Таврического дворца, революционного кумача и революционного энтузиазма — наивного, но искреннего — я вижу не символ гибели исторической России, а, напротив, ее бесконечность и преемственность, ее силу, которая помогла преодолеть трагическую смуту и направить народную силу в созидание.



Дмитрий Кардовский. Заседание Совета народных комиссаров под председательством Ленина (1927)


Кардовский Дмитрий Николаевич Заседание Совета народных Комиссаров под председательством В.И. Ленина (Последнее заседание Совнаркома с В.И. Лениным), 1927. Холст, масло. 150х200. ГИМ

Картина Дмитрия Кардовского — практически документ эпохи. 22 октября 1922 года Ленин в последний раз председательствовал в Совете народных комиссаров — созданном им верховном органе власти Советской России. Сейчас не принято об этом вспоминать, но Ленин — это не только марксист, революционер и разрушитель «старого мира». Это, может быть, он сам так о себе думал. А на самом деле ему во главе Совнаркома довелось восстанавливать институты российской государственности после катастрофы Февраля 1917 года — вникая со свойственной ему кипучей энергией в мельчайшие детали организации повседневной работы.



Александр Дейнека. Оборона Петрограда (1928)


Дейнека Александр Александрович Оборона Петрограда, 1928. Холст, масло. 210х238. ЦМВС

Картина «Оборона Петрограда» посвящена событиям Гражданской войны. Это еще одна батальная классика советского изобразительного искусства. Здесь драматизм и тяжесть воинского труда, горечь потерь слиты воедино со стойкостью солдат и добровольцев, защитников революционной столицы, с упрямой уверенностью в победе.



Василий Купцов. Дирижабль (1932–1933)


Купцов Василий Васильевич Дирижабль, 1932-33. Холст, масло. 280х130. ЦМВС

Дирижабль — символ всеобщей увлеченности покорением воздушного океана в 1930-е годы. На волне успехов германского дирижабля «Граф Цеппелин», который в 1928 году облетел земной шар, руководство СССР считало это направление воздухоплавания важным фактором обороноспособности страны. В 1930 году началась широкая кампания Осоавиахим под лозунгом «Даешь эскадру советских дирижаблей!». «Дирижабль» — одно из трех сохранившихся «авиационных» полотен Василия Купцова, увлеченного, как и вся страна, темой воздушного флота («Самолеты. Аэросев», 1931 и «АНТ-20 Максим Горький», 1934).



Дмитрий Чечулин. Здание управления Аэрофлота (1934)


Чечулин Дмитрий Николаевич Здание управления Аэрофлота. Москва. Конкурс. 1934. Бумага, гуашь, белила. 196х244,5. Музей архитектуры им. Щусева

Дом Аэрофлота — это один из нереализованных проектов, которые должны были в 30-е годы радикально изменить лицо Москвы. Это здание предполагалось построить на площади Белорусского вокзала — там, где Тверская переходит в Ленинградский проспект. Архитектурные и художественные решения диктовались восхищением подвигом челюскинцев и спасших их летчиков, всенародным упоением от «покорения пространства и времени»: «аэродинамическая» форма высотного корпуса и увенчивающие семь ажурных арок скульптурные фигуры героев-летчиков. Здание не было построено, но в рисунке архитектора Дмитрия Чечулина, автора проекта, сохранилось как один из памятников своей эпохи.



Митрофан Греков. Трубачи Первой Конной армии (1934)


Греков Митрофан Борисович Трубачи Первой Конной армии, 1934. Холст, масло. 130х160. ГТГ

«Трубачи Первой Конной» — это одновременно и вершина творчества Митрофана Грекова, и классика, которая задала тон советской батальной живописи на десятилетия вперед. Перед нами не просто групповой портрет музыкантов-буденновцев, а яркий образ победоносной Красной армии — под тем самым знаменем, которое всего через двадцать с небольшим лет станет Знаменем Победы.



Василий Сварог. Сталин и члены Политбюро среди детей в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького (1939)


Сварог Василий Семенович И.В. Сталин и члены Политбюро ЦК ВКП(б) среди детей в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького в Москве, 1939. Холст, масло. 200 x 300. ГТГ

Название работы, несмотря на описательность, не отражает действительного ее содержания. То есть само событие — встреча Сталина с детьми в парке Горького — вполне могло произойти в реальной жизни. Но на картине оно приобретает черты мифа — позитивного и светлого. Впрочем, это не пропагандистская выдумка — таким и было настроение страны, где дети, главные герои полотна, рождены, «чтоб сказку сделать былью». И, кстати, сделали ведь. А конкретное место действия, парк Горького, действительно стал идеальным парком мечты того времени.



Александр Дейнека. Оборона Севастополя (1942)


Дейнека Александр Александрович Оборона Севастополя, 1942. Холст, масло. 200х400. ГРМ

«Оборона Севастополя» — одна из наиболее знаменитых картин Александра Дейнеки, одна из наиболее сильных не только в его творчестве, но и вообще в искусстве военной тематики. И динамика, и сама цветовая гамма — это классика противостояния ангелов и демонов, Добра и Зла. Обратите внимание: картина написана в 1942 году, Севастополь тогда пал под натиском Зла. Но в картине — не только драматизм и трагедия. В картине — предвкушение неминуемого торжества, неминуемой Победы. Именно эта всенародная несокрушимая уверенность в том, что «наше дело правое», есть и стержень нашей культуры, и залог наших побед.
Автор
Владимир Мединский
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе