Мультимедиа Арт Музей представил разные выставки

Гриша Брускин "Время Ч". 4.09 - 3.10

Давид Тер-Оганьян "Скорость света". 6.09 - 14.10

Анимационное кино Германии. 6.09 - 30.09

ElЕCTROBOUTIQUE. Реквием. Прощальная выставка. 6.09 - 12.10

Диана Вишнева в объективе Патрика Демаршелье. Фильм Рустама Хамдамова "Бриллианты". 4.09 -30.09

Выставки, которыми Мультимедиа Арт Музей открыл новый выставочный сезон, подчеркнуто разные. Что называется, на любой вкус.

На первом этаже - независимая немецкая анимация, жесткая, смешная, иногда лирическая, но уж никак не гламурная. Наверху - отточенная черно-белая серия знаменитого французского фотографа моды, идея которой возникла благодаря съемкам примы русского балеты Дианы Вишневой для Vogue. Жанр очевиден: звезды в объективе звезды. Ниже - персональная выставка молодого Давида Тер-Оганьяна, который в этом году стал победителем международного арт-конкурса и абсурдистско-гротескный проект "Время Ч" мэтра Гриши Брускина. В частности, последние две выставки пропустить было бы совсем обидно.

Пространство экспозиции "Время Ч" напоминает затемненный кинозал, в который вы попали, когда фильм уже начался. Вместо белого экрана - белые фарфоровые скульптуры, не столько монументы, сколько персонажи таинственного театра. Часть из них, вроде человека в противогазе, явились из давних плакатов по гражданской обороне, часть - из Брейгелевских полотен, часть - из сегодняшних новостей о террористках-смертницах... Впрочем, откуда бы ни явились эти фигуры, они прежде всего воплощение страхов и абсурда жизни. Как и герои "Фундаментального лексикона" (1986), они скорее знаки, чем типы, аллегории неуверенности, опасности, отсылающие к тайному знанию инструкций, шпионских боевиков, притч... Но в отличие от знаков "Лексикона", белые скульптуры, мерцающие в темноте подиума, поднимающегося ступенями вверх, кажется, обладают призрачностью привидений. Любопытно, что ступени, где расставлены фигуры, и ступени, на которых садятся зрители, почти симметричны. Мир зрителей и пространство за ленточкой экспозиции выглядят целым. В сущности, это мир сновидения, кошмара, над которым не властна логика. Собственно, эта трансформация пространства, растворение границы между внешним и внутренним образом - один из впечатляющих эффектов проекта.

Выставка Давида Тер-Оганьяна, что повторяет экспозицию, показанную в венском музее MУМОК, можно сказать, тоже работает на разрушение дистанции между произведением искусства и зрителем. Но совсем в ином смысле. Тер-Оганьян-младший предлагает зрителю стать соавтором. Ярче всего это проявляется в "театре теней", героями которого оказываются посетители выставки, и в компьютерной игре Zlotnikov Unreal. В первом случае на стене остаются тени уже ушедших зрителей. Во втором в антураж компьютерной игры-стрелялки вмонтированы абстрактные картины Юрия Злотникова. "Сигнальные системы" нужно отслеживать и расстреливать в виртуальном космосе. В общем, наглядная такая встреча рационального "строгого" искусства с агрессией виртуального мира. Игровые, интерактивные проекты, которые выглядят развлечением, оказываются точными, поэтическими метафорами.

Тер-Оганьян-младший склонен дескрализировать ауру высокого искусства. Яркие однотонные полотна с белым пятном при ближайшем рассмотрении оказываются результатом вспышки света на близком расстоянии. А абстракция "Черная геометрия", как выясняется, на самом деле жесткое антиколониальное высказывание. Художник разрезал карту Африки по границам государств и перенес на белый холст. И стало очевидно, что континент во время дележа его империями делили... просто по линейке, не учитывая территории жизни племен или природные зоны. Это один из самых известных проектов художника.

Жанна Васильева

Российская газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе