Музей нараспашку

Юбилейная неделя крупнейшего собрания современного искусства Москвы

Исполнилось десять лет со дня основания Московского музея современного искусства (ММСИ). Юбилей подготовлен не без изыска. Каждая из значительных площадок империи ММСИ показала экспозицию, хорошо и тщательно сделанную.

Главная из них -- «День открытых дверей» в основном здании ММСИ на Петровке. До недавнего времени знаменитый особняк купца Губина, спроектированный в XVIII столетии Матвеем Казаковым, был самой уязвимой для критики территорией ММСИ. Основатель музея Зураб Церетели десять лет назад создал экспозицию, руководствуясь приоритетами, что соответствовали восприятию артпроцесса достойнейшими представителями советской либеральной интеллигенции 80--90-х. Русский авангард, немного неофициального искусства 70--80-х, много «левого МОСХа» (так запросто в сообществе именуется прогрессивное, открытое некоторым достижениям XX века крыло Московского союза художников советского времени), совсем фрагментарно представлена картина новейшего российского искусства... В целом текст той первой экспозиции рвался на фрагменты, наслаивающиеся друг на друга, считывающиеся с трудом. То был типичный постсоветский постмодернистский палимпсест -- лабиринт языковых наслоений, смысл которых скрыт.


Второй -- недолгий -- период жизни основного здания ММСИ начался в феврале этого года, когда куратор Анна Арутюнян и архитектор Борис Бернаскони реорганизовали постоянную экспозицию, руководствуясь идеей синтеза академического канона с антиклассической образностью. Залы были уподоблены классам, в которых изучают тот или иной жанр изобразительного искусства («Пейзаж», «Лица», «Ню» и т.д.). Начиналось все с «Канона», в соответствии с которым представлялись академические штудии, учебные композиции... В других же залах-классах за «Натуру», например, могли ответствовать и мастера авангарда, и левомосховцы, и лидеры неофициального искусства. Сам ход -- аранжировать неклассическое искусство по системе академических штудий -- остроумен (особенно если учесть, что основатель ММСИ Зураб Церетели -- президент самой главной академической артинституции -- Академии художеств). Однако дух старомодного постмодернизма не выветрился (сосуществующие экспонаты так же странно были вырваны из контекстов разных эпох).

Чтобы он выветрился, требовалось именно что дом проветрить, открыть его движению реальной истории и на основании этого сделать полную ревизию материала. Специалисты во главе с директором музея Василием Церетели пригласили Юрия Аввакумова в качестве главного художника-реставратора пространства музея на Петровке. И, конечно, были правы.

Аввакумов снял с петель все двери и впустил в анфилады трех этажей дома Губина сквозняки истории. На основе архивных документов он вместе с сотрудниками ММСИ восстановил биографию здания. До второй половины XIX столетия оно принадлежало семье купца Михаила Губина. Затем, в 1880--1904 годах, стало одной из лучших частных гимназий Москвы -- Франца Ивановича Креймана. После революции превратилось в клинику -- Государственный институт физиотерапии и ортопедии (1920--1958). С 1999 года это ММСИ.

У входа в каждый выставочный зал стоит прислоненная к стене дверь, на которой можно прочитать, например, такое: «Службы// Класс физики// Ингаляторий». То есть создатели новой экспозиции вспомнили благодаря архивам назначение каждой из комнат бывшего особняка на протяжении всех периодов его истории. И таким образом предоставили дому право быть главным режиссером новой экспозиции. В ту или иную, как раньше говорили, залу собрано то, что с реальной историей может метафорически сопрягаться. Причем временные рамки искусства, представленного в доме, очень жесткие: 1989--2009. Поэтому композиция музея логичнее, рифмы четче, смыслы яснее.

Показаны работы художников разных поколений, от Леонида Сокова, Ирины Наховой до Ирины Кориной, Арсения Жиляева, Романа Сакина. В почтенном особняке их опусы зажили какой-то своей очень содержательной жизнью, не аннигилируя старое пространство, но поддерживая сквозную тему перманентного ремонта культурных парадигм, реконструкции полустертых под декоративной постмодернистской штукатуркой топосов и значений.

А совпадения былых функций и новых тем приглашенных работ в случае с отдельным залами на редкость остроумны. В частности, торговая контора Губина стала затем гимназической столовой, а потом водо- и теплолечебницей клиники. И сегодня там царствует тема циркуляции товаров в символе консюмеризма -- мегаполисе. Или вот: «Парадный зал// Зал географии// Лечение сколиозов». Нате вам: великолепное видео группы «Синий суп» с едущими во всех направлениях эшелонами и грузами, сбрасывающимися под ногами у зрителя. Система корреспонденции истории с contemporary art выстроена виртуозно.

На других площадках ММСИ тоже есть что посмотреть. В галерее «Зураб» открылась интереснейшая выставка «Автопортрет». Куратор Ирина Филатова предложила взглянуть на автопортрет с позиций самоидентификации художника сегодня. Занятно: наследуя авангардистам прошлого, многие художники принципиально себя видеть не хотят, замещают чем угодно -- хоть геометрической абстракцией.

В минувшую среду в здании на Гоголевском бульваре куратор Зельфира Трегулова открыла экспозицию «Соцреализм: инвентаризация архива». Впервые можно посмотреть произведения советского искусства 1930--1940-х из собрания загадочного сегодня, а некогда могущественного государственного выставочного центра РОСИЗО.

Наконец, с сегодняшнего дня в зале ММСИ в Ермолаевском переулке откроется большая монографическая выставка лидера российской «новой волны» Константина Звездочетова. Подробнее о ней будет рассказано позднее. 

Сергей ХАЧАТУРОВ

Время новостей
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе