Мы живём на Занзибаре…

Директор центра современного искусства «Арс-Форум» Екатерина Змеева, приглашая на очередную художественную премьеру, оговорилась, назвав выставку «хулиганской». Конечно, мы не могли не откликнуться на столь многообещающее приглашение.

Надо признать, что увиденное на выставке, названной «Картины незабвенных героев группы «ZANZI–BAR», превзошло все мыслимые ожидания. Конечно, ничто не ново под луной. Вот и то направление, которое исповедуют в живописи два молодых ярославских автора – Антон Братыкин и Андрей Черемухин, – некогда было сформулировано, как американский абстрактный экспрессионизм. Однако широкому ярославскому зрителю по большому счету мало интересно, что там было в прошлом веке в североамериканских штатах, а вот что творится в головах у современной ярославской художественной молодежи, ему, зрителю, совсем не безразлично.

Начнём с того, что африканское название группы Занзибар не имеет к Африке ни малейшего отношения. Просто в студенчестве некая компания молодых людей квартировала в частном доме, устроив там параллельно творческие мастерские. Призадумавшись о том, что каждый уважающий себя творческий союз непременно должен как-то называться, один из его участников – Антон Братыкин – и предложил звучное слово Занзибар.
Число занзибарцев (точнее, занзи – барцев) постоянно колеблется, кто-то из них сейчас продолжает учебу в Москве, и у ярославских основателей общества закрадываются отнюдь небеспочвенные подозрения, что они отпадут от группы по эстетическим соображениям. Ну да ладно, будем говорить о том, что есть здесь и сейчас, то есть об актуальном искусстве Андрея Черёмухина (пообщаться с его соавтором по проекту Антоном Братыкиным не удалось, но мнения юношей по большинству вопросов совпадают).

Представленные в выставочном зале двадцать картин – это плод творческих поисков своего места в живописи за последние пять-шесть лет, прошедшие со времени окончания училища. По словам Андрея, он «не хочет заключать себя в какие-то рамки, придерживаться каких-либо направлений и тенденций». Определяющим в его творчестве является спонтанность.

– Я вполне могу написать реальный портрет в реалистической манере, но мне это не интересно.

Что конкретно нарисовано на холстах молодых художников я, несмотря на свой небедный словарный запас, не могу передать словами. Если в общих чертах, то это бессюжетная цветовая какофония, или четко прописанный геометрический орнамент, или испещренный не прочитываемыми словами холст… Словом, абстрактный экспрессионизм.

– Скажите, только честно, кроме спонтанности и эмоционального выплеска за холстом стоит какой-то смысл? Или это просто цветовая иллюстрация вашего настроения в минуту написания картины?

– Моё лично настроение никак не должно отражаться на создании картины. Каждое произведение строится по определённой схеме, архитектурной, если хотите. Приступая к работе, я стараюсь абстрагироваться от собственного эмоционального состояния. Я просто доверяю руке, держащей кисть.

– То есть, как брызги лягут?

– В том-то и дело, что они лягут по строго отведённой им схеме. Вы поймите, что эти картины – лишь один из этапов нашей самореализации, не надо рассматривать каждый холст в отдельности. Наша задача была создать некое пространство, попадая в которое у человека смещается восприятие действительности.

– Вы абсолютно достигли задуманного: если в ваше занзибарное пространство попадёт человек, воспитанный на Шишкине, у него очень здорово сместится сознание.

– Да здесь нет ничего хулиганского! Это же практически классика жанра…

– Тогда назовите какие-то имена, которые являются для вас авторитетами в мировой живописи, чтобы было хоть понятно, от какой печки вы танцуете…

– Да много этих имён… – молодой художник явно томился вниманием к своей персоне.

– Возможно, это русский авангард 20-х годов прошлого века?

– Может быть…

Вот и поговорили. Хотя, может быть, вам творчество незаб­венных героев группы «ZANZI–BAR» понравится?!

Северный край 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе