На выставке «Тайники свои и сокровища» в Академии художеств представлены пейзажи российской глубинки

Плодотворная традиция русского пленэризма и тревога об «уходящей натуре», которая ещё сохранилась в глубинке, но находится под угрозой исчезновения, объединяет группу художников-единомышленников из трёх городов России. 

Этот круг авторов показывает в выставочных залах Российской академии художеств (Пречистенка, 21) картины, созданные под впечатлением путешествий по древнерусским городам или непосредственно на пленэре.

Приверженность ценностям отечественной культуры и работе с натуры накрепко связала этот квартет живописцев разных поколений. Более десяти лет члены неформальной группы совершают поездки по историческим местам, в дальние уголки Поволжья и Центральной России, пишут ландшафты старинных городов и их окрестностей. Так, в нынешнем году благодаря гранту к 400-летию Дома Романовых живописцы проехали более двух тысяч километров, посетив сёла Костромской области. Все четыре художника привезли в Москву, где давно мечтали устроить выставку, произведения последних лет, сообщает пресс-служба Академии художеств.

Экспозиция приурочена к 55-летию творческой деятельности патриарха группы — народного художника России, профессора, действительного члена Российской академии художеств Ревеля Фёдорова (род. 1929), старейшины в искусстве сегодняшней Чувашии. Выходец из крестьянской семьи, он окончил Чебоксарское художественное училище и Харьковский художественный институт (1963). Свой творческий стаж Ревель Фёдоров отсчитывает с 1957 года, когда впервые участвовал в выставке. Монументалист, живописец и график, он автор многих произведений: исторических картин, портретов и натюрмортов, — хранящихся в музеях и частных коллекциях России и зарубежья. Чуткий к вызовам современности, на рубеже XX-XXI веков Фёдоров предстал художником-гражданином и мыслителем. Мастер причудливо синтезировал разновременные пласты мирового и отечественного искусства, органично сплавив их с национальной символикой цвета, ритмикой и структурой чувашского орнамента, народной мифологией. Хорошо раскрывает мировоззрение художника недавно созданный «Портрет Исаака Левитана».

«Левитан — первооткрыватель нового видения российской провинции — Волгу, Тверскую губернию, Ивановскую и т.д. Он это воспел настолько тонко, это действительно трудно объяснимо, научно даже. Это внутренний позыв — понять это состояние», — отмечает Ревель Фёдоров.

Народный художник России Юрий Жарков (род. 1949) — ведущий живописец Ярославля, глава творческого объединения «Аллея». Мастер пейзажа, портрета, натюрморта. Как художник сформировался в 1970-1980-е годы под влиянием «оттепели» и в непосредственной взаимосвязи с русской классической школой живописи. Жарков окончил Ярославское художественное училище (1969), однако учился словно и у самого старинного города — краскам, настроению, сюжетам. В его творчестве доминирует городской пейзаж, будь то шумные улицы Ярославля или тихие закоулки Плёса. Художник предпочитает писать с натуры: выезд на пленэр ему необходим, чтобы уловить настроение природы, найти верную тональность колорита и фактуру полотна.

Произведения художника хранятся во многих музеях, включая собрания Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Вологодской областной картинной галереи, художественных музеев многих городов Поволжья, а также в Морской резиденции Президента России, картинных галереях Германии, Италии, Франции и в частных коллекциях.

Петербуржец Владимир Кожевников (род. 1950) — инициатор творческого объединения «Аргонавты». Уроженец Ленинграда, в живопись он пришел по окончании Ленинградского госуниверситета. С 1975 года занимался в студии известного художника П.П. Уткина. В течение 20 лет реставрировал иконы в Александро-Невской лавре, монастырях Валаама и Кижей, в Поволжье и на Севере. Член Союза художников России, многие его работы находятся в частных и музейных коллекциях России и зарубежья. Искусствоведы ценят умение Кожевникова передать ощущение запечатлённого момента. Художнику присуща широкая, свободная манера письма, дающая картинам звучность и тональную контрастность. В своих поисках художник устремлён к пластической выразительности и решению сложных колористических задач.

«В этих работах очень хорошо видно, что мы живём в очень красивой и в очень счастливой стране, которая настолько красива, что и будущее поколение будет также ездить. Никакая заграница не сравнится с той красотой, которая сохранилась со времён Левитана», — уверен Владимир Кожевников.

«Владимир Кожевников — художник скрытого темперамента, его творческое напряжение сковано волей и строгим вкусом, и спокойная поверхность его холстов чудится гудящей в ожидании взрыва, когда вдруг потаенная праздничность выплеснется на полотно. Впрочем, Кожевников скорее склонен к весёлому карнавалу колорита, чем к беззаботности и незамутненной радости. Его искусство по природе своей драматично, и ритм очертаний, тональные и цветовые контрасты, как ни был бы ясен и безмятежен мотив, сохраняют потенциальный драматизм, печаль и горькую недосказанность», — отмечает известный критик Михаил Герман.

Заслуженный художник Чувашской республики, член Союза художников России Александр Фёдоров (род. 1965) — сын и ученик Ревеля Фёдорова, однако давно работает самостоятельно, найдя индивидуальную манеру. Среди его излюбленных жанров — пейзаж, натюрморт, обнаженная натура. В экспозиции особенно запоминаются эффектные, написанные словно на одном дыхании, звучные по колориту композиции с цветами.

Все художники группы регулярно участвуют в городских, зональных, всероссийских и международных выставках, а также в живописных пленэрах в древнерусских городах.

В экспозиции преобладает жанр пейзажа, но немало и портретов, натюрмортов, композиций. В целом выставка включает около ста произведений из коллекций авторов.

В старых покосившихся избах, проталинах, туесках с рябиной они видят поэзию русской глубинки. Всех этих художников объединяет любовь к России.

Выставка продлится до 1 сентября 2013 года.

Татьянин день

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе