Наталья Маслова: «Российские предметы не уступают изделиям известных западных авторских производств»

Дизайнер и владелица галереи авторских предметов интерьера 3L Store рассказала о талантах и широте мысли российских авторов, сложностях галерейной работы и своем дебюте на ярмарке Cosmoscow.
Наталья Маслова, основатель 3L Store.
Фото: 3L Store


Почему вы решили не ограничиваться дизайн-бюро и открыть одноименный шоурум авторских предметов интерьера и аксессуаров?

Я профессионально занимаюсь дизайном с 2013 года, это достаточно большой опыт работы с интерьерами, постоянный отбор и насмотренность.

Пожалуй, началось с того, что какие-то вещи я подбирала для своих проектов. Любой авторский предмет, который появляется в интерьере, уже говорит о настроении, характере человека, который в нем живет. Разумеется, не всегда он в результате вписывается в проект, но ты успеваешь полюбить его и уже не хочешь отпускать. Так постепенно образовалась некоторая коллекция вещей, и, когда у меня появилась возможность обустроить такое пространство, я с удовольствием взялась за эту задачу.

Еще одна из целей этого пространства — привлечь людей, которым некогда и не всегда понятно, где искать художников, создающих предметы интерьера. Мне хотелось, чтобы они могли прийти и увидеть уже отобранные авторские работы в одном пространстве. В этих предметах ощущается рукотворность и внутренняя индивидуальность; даже если они похожи, все равно все немного разные, уникальные.


Пространство 3L Store на Льва Толстого.
Фото: 3L Store


Мне очень важно, чтобы в дизайнерских интерьерах были представлены произведения искусства, и всегда коробит, когда делаешь интерьер, а заказчики потом вешают на стену принт из IKEA. Мне хочется делиться не только с профессионалами, с дизайнерами, которые приходят подбирать предметы для своих проектов, но и с конечными покупателями, самым широким кругом.

3L Store — это не только шоурум. Здесь мы проводим, например, встречи с художниками, где они рассказывают о том, как создают предметы. Сейчас, спустя полтора года успешной работы, я наблюдаю, как у нас постоянно растет число клиентов, с каждым новым мероприятием мы видим новые лица.

Как бы вы сформулировали концепцию 3L Store?

Я бы сказала, что 3L Store — это галерея авторского дизайна, где представлен широкий спектр предметов интерьера и аксессуаров, от мебели до текстиля и посуды. Все, что здесь, — я бы все это объединила одним словом «интерьер» — то, с чем мы живем и с чем хотим жить.

Это работы ныне живущих авторов, которые продолжают делать новые серии и вещи. Сначала я предполагала, что мы будем представлять работы и западных, и российских авторов, однако сейчас сотрудничать с зарубежными стало очень непросто, как минимум усложнилась логистика. Впрочем, с гордостью могу сказать, что российские предметы не уступают изделиям известных западных авторских производств.

В какой-то момент я поняла, что нужно дать шанс нашим художникам проявить себя, подтолкнуть их к тому, чтобы взяться за решение более сложных задач. Если сначала они робко начинали с каких-то небольших предметов, то сейчас уже многие берутся за создание композиций, даже коллекций мебели.

Можно сказать, что все представленные у нас вещи объединены некой философией, я бы определила ее как простая, лаконичная роскошь. И роскошь для меня как раз в том, что это уникальные, сделанные вручную предметы, в которые художники вложили свои силы, время и талант.

Представлены ли в 3L Store зарубежные авторы?

Да, это, например, британская художница Фэй Тугуд, которая создает предметы интерьера, одежду, ковры. Она известна коллаборациями с крупными производствами. А ее белое кресло «Роли-поли» представлено в Музее Виктории и Альберта как икона современного дизайна! Я очень ценю, что она и ее команда согласились с нами работать.

Как вы отбираете художников, с которыми будете сотрудничать?

Первое и самое главное для меня — это эмоциональная составляющая, наверное, видение того, что должно быть в арт-объекте. Очень важна идея — от чего отталкивается художник, чем вдохновляется. Не менее важно, как организовано производство, как человек работает. Сейчас художники уже сами приходят и предлагают свои объекты, чему я очень рада. Это прекрасно, потому что получатся некое сообщество единомышленников.

С какими трудностями вы столкнулись, когда открыли галерею предметного дизайна?

Пожалуй, сложнее всего то, что приходится вести образовательную работу с авторами, объяснять, что у галереи колоссальный фронт работ, часто это невидимый труд. Это деятельность, связанная с продвижением, презентацией, даже документооборот. Ну и прежде всего — мы должны продавать, а значит, рассказывать и показывать, объяснять клиентам, привлекать и влюблять в эти предметы людей, даже далеких от дизайна.


Ульяна Хохлова. Recycled Cardboard.
Фото: 3L Store


Основа работы с галереей — эксклюзивные взаимоотношения. К сожалению, не у всех художников есть понимание, почему галерея настаивает на эксклюзиве, почему нельзя просто продавать работы из мастерской в обход галереи.

Я считаю, что очень важно двигать и развивать этот рынок. С некоторыми российскими галереями, которые занимаются авторским дизайном, мы стараемся быть не конкурентами, а союзниками и партнерами. Обсуждаем, какие образовательные программы необходимо делать в школах дизайна, чтобы формировать рынок, учить, образовывать тоже

Расскажите, пожалуйста, об авторах и их предметах, которые вы отобрали для вашего стенда на Cosmoscow.

Я надеюсь, что мы сможем привлечь внимание к себе как к дебютантам в этом году. Для нас это вообще первый опыт участия в ярмарке.

У нас представлен, например, Алексей Дрождин, он работает со стеклом. Его работы будут и на нашем стенде на ярмарке Cosmoscow. Стекольное производство очень сложное, потому что у нас осталось не так много заводов, которые способны выдуть такие объемы. Основная его идея — в соединении дерева и стекла. Для литья стеклянных изделий используются деревянные формы, обычно они потом выбрасываются, но Алексей придумал их сохранять и использовать в своих объектах. На Cosmoscow можно увидеть его столики из стекла и дерева, что для него нетипично, потому что до сих пор он больше работал с вазами, а теперь взялся за мебель, которая, однако, выполнена в его узнаваемой стилистике и в соответствии с его философией.

Также на нашем стенде на Cosmoscow представлены плетеные керамические объекты Натальи Макаровой. Это очень сложная техника. Она делает жгуты из керамической массы и, пока они сырые, плетет из них предметы. Очень кропотливая работа. Потом ей надо успеть это запечь, чтобы предмет от большой температуры сохранил нужную форму. На ярмарке мы показываем ее фарфоровые изделия.

На стенде можно увидеть и работы молодого автора Марины Бейзел. Это ее дебют. Например, ее первый предмет — столик, покрытый шпоном из коры ясеня. Сам материал и орнамент продиктованы старинным, традиционным русским узором, но результат смотрится достаточно современно, декоративно.


Марина Шамсутдинова. Консоль «Бревна».
Фото: 3L Store


Еще один объект — «Бревна», консоль Марины Шамсутдиновой, которая с другим ее объектом участвовала в конкурсе «Придумано и сделано в России» и стала победительницей в номинации «Ремесленный дизайн». Несмотря на то что эта ее работа очень современная, даже немного хай-тек за счет использования нержавейки, ее связь с традицией и природой сохраняется благодаря использованию формы сруба. Это как будто бревна, которые соединены в единую композицию.

Каков ценовой диапазон предметов, представленных на стенде?

Мне кажется важным отметить, что у нас представлены предметы разной ценовой категории. Есть авторские, но серийные предметы, которые стоят совсем недорого; есть более сложные в исполнении и дорогие; а также есть объекты музейного уровня и высокой ценовой категории. Мне хочется показать, что вопрос не в цене объекта, а в его какой-то внутренней философии, поэтому я их объединяю и показываю вместе. С помощью этих уникальных предметов как раз создается атмосфера и главный характер в интерьере.

Так, у нас будет представлена новая художница Ирина Бойко. Она сделала серию уникатов Weightlessness по мотивам эскизов Малевича и Суетина, в нее вошли четыре стола из стекла и камня. Эти объекты у нас будут на центральном месте, и стоимость у них достаточно высока. А если говорить о наиболее доступном, то это будут керамические объекты, они будут разного масштаба — не самые большие, маленькие фарфоровые объекты, но все равно сделанные вручную, связанные с автором. Их можно купить и сразу с собой унести.

В связи с текущей политической ситуацией и в результате санкций в Россию запрещены к ввозу предметы роскоши. К ним относятся и очень дорогая мебель, предметы интерьера. Это можно воспринимать как вызов и новые возможности для отечественных художников, локальных производств. Как вы считаете, наши художники готовы — прежде всего технологически, по качеству производства — занять эту нишу?

Я считаю, что морально готовы и даже давно ждали этого момента. Я с 2015 года преподаю в школе дизайна «Детали» и вижу студентов. Их дипломные работы демонстрируют такую широту мысли, от которой у меня каждый раз мурашки по коже.

Мы научились мыслить широко. К сожалению, нам не дает развернуться качество производства. Для того чтобы создать объект высочайшего уровня, художникам приходится проходить все муки, какие только возможны, по несколько раз изготавливать один и тот же предмет, искать новых исполнителей. Но это возможно, только если нет альтернативы. Сейчас, видимо, то самое время, когда альтернативы не будет, и наши художники будут идти к своей цели, чтобы довести работу до совершенства 


Гостиный Двор
3L Store на Cosmoscow
15–17 сентября

Автор
АННА САВИЦКАЯ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе