"Одалиска" не проходит по пятому пункту

Новые подробности иска Виктора Вексельберга к Christie's

Стали известны новые подробности судебного иска, поданного к аукционному дому Christie's инвестфондом Aurora Fine Arts Investments, совладельцем которого является российский миллиардер Виктор Вексельберг (см. "Ъ" от 19 июля). Тяжба, связанная с картиной "Одалиска", первоначально атрибутированной как работа Бориса Кустодиева, продолжается уже четыре года и должна быть рассмотрена в суде не позже января. Комментирует ТАТЬЯНА МАРКИНА. 

Авторство "Одалиски", приобретенной фондом Aurora за $2,9 млн, было оспорено вскоре после того, как картина оказалась в России. Это случилось в 2006 году, примерно через год после того, как фонд купил полотно на Christie's. "Авторство Б. М. Кустодиева категорически отклоняется",— написал в своем лаконичном заключении независимый эксперт Владимир Петров. Эксперт ВХНРЦ имени Грабаря Ирина Геращенко на основе всех видов исследований, которые проводит центр (стилистическое, технологическое, рентгенографическое, химический анализ грунта и красочного слоя и др.), дала аналогичное заключение: "Результаты исследования исключают принадлежность картины кисти Б. М. Кустодиева". На сегодняшний день есть и еще два заключения. Специалисты Русского музея Владимир Круглов, Алиса Любимова и Светлана Римская-Корсакова заявили: "Авторство Бориса Кустодиева не может быть подтверждено". Мнение сотрудников Третьяковской галереи Лидии Иовлевой, Лидии Гладковой и Аллы Гусаровой: "Авторство Кустодиева не подтверждается на основе стилистического и технологического анализа". 


С таким громким скандалом Christie's столкнулся впервые за всю историю своих отношений с российскими покупателями. В качестве главного аргумента в своей защите аукционный дом использует стандартные положения из "Условий продажи", которые каждый потенциальный клиент подписывает прежде, чем получить аукционный номер и стать участником торгов. В числе прочих условий пункт номер пять, так называемая ограниченная гарантия: "Christie's гарантирует в течение пяти лет со дня продажи, что любое имущество, в отношении которого указано имя автора, является подлинным и не является подделкой". Эта гарантия подлинности — один из главных козырей аукционных домов перед антикварными галереями, по традиции работающими "под честное слово". Именно она тот мотив, по которому многие покупатели предпочитают аукционные дома прочим продавцам. 

Возможность опротестовать подлинность купленного предмета и аннулировать покупку в "Условиях" предусмотрена. Для этого необходимы "письменные свидетельства, выданные двумя признанными экспертами в соответствующей области, взаимно приемлемыми для Christie's и для покупателя". 

Как сообщил "Ъ" партнер и эксперт Aurora Fine Arts Investments Андрей Ружников, Christie's отклонил все вышеуказанные экспертизы, не признав для себя приемлемым ни одного из российских специалистов и не предложив при этом никого другого (подробнее см. интервью на этой же странице). Фонду лишь сообщили, что со стороны Christie's c полотном сейчас работает доктор Николас Эсто, который делает химический анализ. 

Но российские эксперты датировку полотна (которая как раз и может быть определена "химией") не опровергают, лишь немного сдвигая ее от 1919 года ко второй четверти ХХ века. При этом список российских специалистов по Кустодиеву исчерпан, больше обратиться не к кому. 

По мнению участников рынка, неверно атрибутированные произведения искусства время от времени попадают на торги, но такого рода недоразумения обычно разрешаются без лишнего шума, в кулуарах. В случае с "Одалиской" эта возможность была с самого начала упущена. Сейчас Christie's твердо настаивает на верности первоначальной атрибуции и выражает недоумение в связи с тем, что фонд Aurora "решил передать дело в суд, не дожидаясь завершения повторной экспертизы" со стороны аукционного дома. Никаких более подробных комментариев Christie's не дает. 

Первое слушание в британском суде назначено на январь 2011 года. Дело, очевидно, будет долгим, и от решения суда будут зависеть действия еще нескольких клиентов крупнейших аукционных домов, оказавшиеся в ситуации, сходной с делом фонда Aurora против Christie's. Таких, говорят осведомленные источники, не так уж и мало. 

Aurora против Christie's

Aurora Fine Arts Investments — офшорный инвестиционный фонд, созданный в 2005 году. Одним из партнеров фонда является российский миллиардер Виктор Вексельберг. Фонд специализируется на русском искусстве, имеет в Москве, в отеле "Ритц-Карлтон", закрытую галерею. На Московском международном салоне изящных искусств в Манеже в 2005 году фонд показал живописную часть своей коллекции — это были выдающиеся произведения русских художников конца XIX—начала ХХ века ("Кораблекрушение" Ивана Айвазовского, "Портрет Юрия Денике" Петра Кончаловского, "Портрет бретонки" Бориса Григорьева). На салоне в Манеже в мае 2008 года фонд показал свою коллекцию Фаберже, русских эмалей и золотых табакерок, не менее впечатляющую. Сумма инвестиций в российское искусство, по некоторым оценкам, превышает $100 млн. 

Christie's — лидер на мировом арт-рынке. Основан в 1766 году Джеймсом Кристи. Ныне это частная компания, принадлежащая французскому миллиардеру Франсуа Пино. В последние годы ежегодная суммарная выручка от продаж аукционного дома превышала $6 млрд. Ежегодно проводит более 450 торгов в 80 категориях, включая все области изящного и прикладного искусства, ювелирные украшения, фотографию, объекты коллекционирования, вино и так далее. У аукционного дома 54 офиса в 31 стране (в том числе и в России) и 10 торговых площадок по всему миру.

ТАТЬЯНА МАРКИНА

Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе