Открытое собирание

Фестиваль коллекций современного искусства в ГЦСИ

Коллекционирование современного искусства — дело гораздо более ответственное, чем собирание искусства старого. Энциклопедии не написаны, приоритеты не расставлены, ценообразование не ясно. В мастерских художников среди непросохших картин, недоделанных объектов или недозаписанного видеоарта, коллекционеру приходится опираться на собственное чутье. Как следствие, коллекция оказывается очень "портретной" и может говорить о своем владельце даже больше, чем о самом искусстве. Но особо интересен случай с коллекцией, собранной художником,— тут смешиваются личные и профессиональные пристрастия, картина получается совсем необъективная, очень индивидуальная и поэтому наверняка заметная. 


В рамках своего ежегодного Фестиваля коллекций современного искусства Государственный центр современного искусства начинает серию выставок "Коллекция художника". Героем первой будет художник-концептуалист Вадим Захаров, который покажет свою коллекцию и расскажет о ней. Такой выбор легко объясняется: Вадим Захаров давно снискал славу архивариуса, издателя и собирателя новейшего российского искусства. Даже выдуманный им для нужд собственного творчества персонаж, чудаковатый пастор, занимается коллекционированием. Вадим Захаров — еще и соавтор книги "Московский концептуализм", так что выставка его собрания будет не только забавной, но и поучительной. 

В ходе фестиваля ГЦСИ, естественно, будет показывать и собственную коллекцию современного искусства. В частности, скульптуры Игоря Шелковского из серии "Белое, красное, черное". Это геометрические "контурные" деревья, фигуры и букеты в вазах — автор совсем отказывается от объема и делает скульптуру проницаемой. 

Из коллекции ГЦСИ и частных собраний происходит скульптура Александра Нея (по-видимому, выставка его работ пройдет в Москве впервые). Работы художника, уехавшего из СССР еще в 1972 году,— это по большей части "головы", сделанные будто из кружева. Источенные тысячами отверстий, эти скульптуры теряют массивность и объемность, становясь мистическими слепками реальности. 

В рамках фестиваля книжную графику из коллекции Бориса Фридмана можно будет увидеть в филиале Литературного музея в Трубниковском переулке. Здесь вместе с работами великого учителя всех советских книжных графиков и дизайнеров Владимира Фаворского будут показаны, например, офорты заслуженного концептуалиста Игоря Макаревича — иллюстрации к "Ярмарке тщеславия" Уильяма Теккерея. Или работы нонконформиста Бориса Свешникова — к "Страданиям юного Вертера" Гете. 

В фестиваль включена и программа on-line-архива российского видеоарта Cyland. Этот единственный в России on-line-архив создан на базе медиалаборатории Cyland в Кронштадте при участии Петербургского филиала ГЦСИ. В Москве, на территории "Проекта "FАБRИКА"", видеоархив покажет работы художников из своей коллекции. 

Как мероприятие просветительское, Фестиваль коллекций современного искусства оброс разными лекциями и круглыми столами. Например, в Музее и общественном центре имени Сахарова об архиве самиздата русских художников и писателей нонконформистов, который хранится в Институте изучения Восточной Европы университета Бремена, расскажет филолог Габриэль Суперфин, отсидевший в лагерях, эмигрировавший, работавший на радио "Свобода", а ныне архивариус упомянутого института. 

Тема "Перспективы формирования коллекции современного искусства в Третьяковской галерее" не обещает сенсаций — никаких инноваций от ГТГ, в которой отделы искусства второй половины ХХ века и новейших течений были открыты только в 2001 году, ждать не приходится. А вот тема "Западные коллекционеры современного русского искусства. История и будущее собраний" (круглый стол пройдет в ГМИИ имени Пушкина) может оказаться интересной. Особенно по части будущего собраний, которые, как любые частные коллекции, в любой кризисный момент могут быть, например, распроданы, и потеряются не только сами произведения, но и запечатленный в коллекции "портрет" их владельца. 

Татьяна Маркина 

Коммерсант 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе