Ожившая мечта Веры Мухиной

В музее воссоздали театральные эскизы и декорации скульптора Вера Мухина — не только автор «Рабочего и колхозницы» и изобретатель формы граненого стакана. Она еще и художник по костюмам, и даже модельер. Правда, при жизни Мухиной только один спектакль, для которого она создала костюмы, увидел свет. Но спустя почти полвека со дня смерти знаменитого скульптора в Московском музее современного искусства решили оживить театр ее имени.
На выставке, посвященной неизвестным страницам творчества мастера, — не только театральные эскизы, модели универсальной одежды, но и воссозданные с помощью современных технологий декорации неосуществленных спектаклей.

    фото: Сергей Иванов    

Первая страница малоизвестного творчества Веры Мухиной начинается с мультимедийной инсталляции. В темном зале красные, черные и белые нули и единицы движутся в круговороте проекции. Символы напоминают двоичную систему, они летают в воздухе, пока не упираются в центральную точку инсталляции — в две сомкнутые черные и красные галочки.

— Такой маленький рисунок с нулями и единицами я обнаружил в левом уголке эскиза Веры Мухиной и решил воспроизвести его в проекции, — рассказывает автор инсталляции, архитектор экспозиции Вячеслав Колейчук. — Сам эскиз изображает сцену борьбы красного и черного человека, противостояние двух сущностей, переплетение двух тел, а затем и форм.


Эскизы этой серии можно найти в том же зале — на стенах их подсвечивают неровные квадраты света. В общем-то, все залы выставки созданы по такой системе — мультимедиа проекции дополняют эскизы, фотографии и выкройки на стенах.

Для Мухиной театр начался со скульптуры — подруга Веры, художница Александра Экстер, пригласила ее в Московский камерный театра Таирова, чтобы та сделала портал — его собирались продемонстрировать на премьере «Фамиры-Кифарева» Иннокентия Анненского. Тогда же, в 1916 году, Таиров задумал воссоздать свой же спектакль «Покрывала Пьеретты», раньше игравшийся на сцене Свободного театра. На премьере «Пьеретты» с Алисой Коонен в главной роли героиня появилась в неожиданном наряде, не имевшем ничего общего ни с костюмами остальных актеров, ни в принципе с романтической модой 1920-х годов. Костюм Коонен представлял собой странное нагромождение угловатых плоскостей, которые при каждом повороте, изменении позы трансформировались в новую форму. Этот единственный в том спектакле конструктивистский костюм сделала Вера Мухина.
фото: Сергей Иванов

Потом она еще не раз будет пробовать себя как художник по костюмам в разных постановках театра Таирова. «Ужин шуток» по пьесе Сема Бенелли, «Роза и крест» Александра Блока, балет «Наль и Дамаянти» по мотивам индийского эпоса — вот только несколько блистательных серий театральных костюмов от Веры Мухиной, которые так и не увидели свет. Только когда она уже состоялась как скульптор, ее театральные эксперименты наконец увидит широкий зритель — она сделает костюмы для античной драмы Софокла «Электра». Кстати, на премьере «Электры», что видно из фотографий, античные колонны служили основными декорациями.

Другой зал открывает современной публике Мухину-модельера. Универсальные угловатые костюмы, которые легко сшить своими руками, Мухиной помогала воплотить в выкройках ведущий отечественный дизайнер первой половины ХХ века Надежда Ламанова. Несколько десятков таких выкроек были опубликованы в «Известиях ЦИК СССР и ВЦМК». В нарядах для дома, улицы, занятий спортом, словом, на все случаи жизни угадывается стиль конструктивизма, и народные мотивы, и даже нечто античное. Организаторы выставки обещают устроить дефиле от Мухиной прямо в залах выставки. Так что вернутся к жизни не только ее декорации, но и театральные костюмы. Хотя на самом деле они и не умирали — во многих универсальных решениях мастера угадывается мода нашего времени.
Московский комсомолец
http://www.mk.ru/culture/article/2012/10/17/762572-ozhivshaya-mechta-veryi-muhinoy.html

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе