Парижская муза русского искусства

Скончалась Дина Верни

В Париже на 89-м году жизни умерла Дина Верни, муза великого французского скульптора Аристида Майоля, легендарная галеристка, покровительница русского неофициального искусства. 

Дина Верни — последняя из великих муз XX века. Как и вдохновлявшая Дали Гала, она принадлежала к волне первой русской эмиграции. Родители вывезли ее в Париж из Одессы в 1925 году в шестилетнем возрасте, а в 15 она уже позировала французскому скульптору Аристиду Майолю, верному классическим идеалам женской красоты. Ее облик запечатлен в десятках его скульптур — бронзовые копии некоторых из них установлены в саду Тюильри. Престарелый мэтр, которому было уже за 70, всерьез увлекся своей юной моделью, проведя с ней последние годы вплоть до своей гибели в автокатастрофе в 1944 году. Именно Майоль, во времена немецкой оккупации, пользуясь своей известностью, вызволил Дину Верни, участвовавшую в Сопротивлении, из гестапо. Ей он завещал свои работы и состояние. 

После войны в 1947-м Дина Верни, благодаря Майолю ставшая своей в парижской богеме — она дружила и с лидером сюрреалистов Андре Бретоном, и с Таможенником Руссо, и с Анри Матиссом — по совету последнего открыла галерею, ставшую знаменитой. Естественно, она показывала там и русских эмигрантов, много сделав, к примеру, для карьеры абстракциониста Сержа Полякова. Кроме того, Дина Верни помогла уехать из СССР Михаилу Шемякину, она же финансировала издававшийся в Париже первый журнал о советском неформальном искусстве — "АЯ". 

В Советский Союз впервые она приехала в 1959 году, а спустя десятилетие познакомилась в Москве с неофициальными художниками, которые ее очень заинтересовали. Владимир Янкилевский по телефону из Парижа рассказал "Ъ", как это было. "В 70-х Дина Верни посетила несколько мастерских — Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Оскара Рабина и мою — и решила, что будет нам помогать и представлять нас на Западе. Она увезла в чемодане много работ, графику в основном, потом ей удалось переправить и более масштабные вещи. В 1973 году она уже открыла в своей галерее выставку "Русский авангард-73". Мне она сделала пять персональных выставок, уже в перестройку пригласив в Париж. Все это время она подчеркивала, что она не маршан, а меценат. И правда, она мало что продавала, зато в коллекции ее фонда очень много русского неофициального искусства". Именно благодаря Дине Верни многие русские нонконформисты получили хороший старт к будущей мировой славе. 

Одной из главных задач созданного Диной Верни фонда и делом ее жизни стало создание музея Аристида Майоля, который она открыла в 1995 году на улице Гренель в Париже и куда передала свою коллекцию его работ (в 1963 году Дина Верни безвозмездно передала французскому государству все монументальные произведения Майоля). В последние годы она занималась составлением каталога-резонне (сводного каталога) работ Аристида Майоля, частично передав руководство музеем двум своим сыновьям Оливье и Бертрану Леркэнам. Но галерея Дины Верни по-прежнему оставалась не просто легендой, но и одним из главных парижских центров художественной моды. 

Как ни странно, в Советском Союзе Дина Верни более всего прославилась как певица, хотя профессионально пением не то чтобы особенно занималась. Получилось так: в 50-е и 60-е ей пришлось много общаться с людьми, прошедшими через лагеря, к примеру, с Юзом Алешковским. Кухонный формат общения предполагал и пение песен, в частности и блатных, как ранее неизвестного пласта народной культуры. Эти песни ей, по слухам, пришлось учить наизусть — попытки вывезти их на магнитофонной пленке и даже на бумаге могли вызвать проблемы на границе. Поскольку мелодии помнила лишь она, петь пришлось тоже самой. Поэтому Дина Верни в 1975 году записала диск "Блатные песни" — спетые странным, манерным, с ощутимым акцентом голосом классические лагерные хиты, а также "Окурочек" Алешковского и "Бодайбо" Высоцкого. Эта пластинка стала в СССР подпольным хитом, а главное — чуть ли не единственной достоверной антологией блатного фольклора, не разбавленной никаким подражательством. Например, для многих могло стать откровением, что всем известная по блестящему комическому исполнению Георгием Вициным песня "Постой, паровоз..." на самом деле не шутка, а уникальный образец наивного народного трагизма. 

Милена Ъ-Орлова, Юрий Ъ-Яроцкий

Коммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе