Печать с гения

Офорты Гойи в Музее современной истории

В Музее современной истории России выставлены офорты Франсиско Гойи, подаренные в 1937 году CCCP правительством Испанской республики.

Выставка "Сумерки и свет" интересна не только работами, но и их происхождением, зарифмовавшим время их создания и время позднейшей печати, XIX и XX век. Четыре знаменитые серии офортов "Капричос", "Бедствия войны", "Тавромахия" и "Пословицы" были созданы в мрачный для Гойи и для Испании период.

В "Капричос" (1799) художник высмеивал окружавшие его пороки и предрассудки. Одна из самых известных работ этого цикла — гравюра "Сон разума рождает чудовищ" — изображала спящего над книгой человека, за спиной которого роятся создания тьмы. Тема "Пословиц" (1820) — глупость человеческая, а "Бедствий войны" — человеческая жестокость. На 82 листах он изобразил сцены войны испанцев против Наполеона, точнее, сцены поражения и расправ с побежденными. "Тавромахия", посвященная корриде, заставляла задуматься, где пролегает граница между честной битвой и убийством.

Гравюры из собрания Музея современной истории — официально последние оттиски с досок Гойи, хранящихся в Королевской академии Сан-Фернандо в Мадриде. В 1937 году, в самый разгар гражданской войны в Испании, правительство республики решило сделать правительству Советского Союза подарок к 20-летию Октябрьской революции. Для этого была специально найдена бумага XIX века, специалисты изучили технологии времен Гойи и сделали один экземпляр "Капричос", по два экземпляра "Бедствий войны" и "Пословиц" и целых три — "Тавромахии". Подарок переплели в бычью кожу и отправили в СССР, который в эти годы помогал республиканцам в их войне против франкистов — оружием и военными советниками.

Летом 1937 года, когда, возможно, в Национальной гравировальной мастерской печатали оттиски "Бедствий войны", в Брунете и Сарагосе шли бои, республиканцы только что потеряли Страну Басков. К осени 1937 года близкое поражение стало очевидным. А от советских специалистов испанские солдаты узнали слово "purga" — "чистка" и научились расстреливать врагов, которые ловко притворяются товарищами по партии. В СССР сон разума уже вовсю рождал чудовищ, и отпечатки Гойи положили в хранилища. Они дожили до нынешней выставки. Первой, где полностью выставлены все четыре серии "республиканских" офортов великого испанца.

Мария Семендяева

Коммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе