«Пора сирени»: в Ярославле открылась выставка, посвященная скорому приходу лета и тепла

Что же за этим последует?

Будет май, мы уверены. А значит – сирень и ландыши. К неизменному порядку вещей уже в апреле готовит нас Ярославский художественный музей, устроивший вызывающую совершенно не противоречивые эмоции выставку «Пора сирени» (0+).


Экспозиция полотен из собрания ЯХМ посвящена национальному символу России, одному из самых любимых растений, цветение которого предвещает скорый приход лета и тепла. С XVII столетия сирень сажали в садах знати для красоты и удовольствия, а спустя два столетия эти декоративные кустарники украшали большинство дворянских усадеб. Сирень была столь привычным украшением старого сада, что художники стали изображать ее на картинах, посвященных уходящему помещичьему быту.

– Довольно долго сирень не изображали в цветочных натюрмортах. Срезанные ветки быстро вяли, и в букетах сирень не использовалась.  Но в конце XIX века вслед за импрессионистами, изучавшими натуру здесь и сейчас, передававшими живописными средствами мимолетное впечатление, художники сделали сирень главным героем многих натюрмортов, – рассказал куратор выставки, замдиректора ЯХМ Алексей Федорчук. – Пробовали свои силы в изображении сирени практически все члены Союза художников: и Серов, и Коровин, и многие другие. Врубель известен своей сиренью!

В советский период редкий художник не пробовал написать букет или куст сирени, а для многих натюрморты с сиренью стали знаковыми, определяющими творчество. На выставке представлены живописные работы XX века с изображением сирени. Большинство из них музей показывает публике впервые.

«Я ж говорил – надо было дедушке сирень купить!» – сетовал герой фильма «Президент и его внучка» в исполнении Владимира Ильина, верно отражая массовый художественный вкус русского народа по мотивам посещения выставки-продажи работ современных живописцев. Но и сирень на полотнах разных мастеров, конечно, разная. Так, Федор Панков в работе 1935 года «Сирень и гранат» сделал ее нежной, туманной, изысканной, напоминающей о безвозвратно, как тогда казалось, ушедшей вместе с революцией эпохой Серебряного века. Мария Ломакина в мае 1945 года написала по?настоящему красивый, жизнеутверждающий символ Победы.

Мастерская фиксация чистой красоты, Божьего совершенства – на холсте Андрея Яковлева «Ландыши и сирень». На картине Татьяны Майковой 1952 года сирень – бодрая, мирная, явно предвещающая начало больших перемен к лучшему во всем. «Куст сирени» Федора Лебедева образца 1989 года – чистый импрессионизм, уход в безвременье, в стиль как таковой.

Дополнением и особым украшением выставки стал букет сирени, выполненный в технике холодного фарфора давним другом музея – коллекционером и художником Ириной Красильниковой.

– Почти год лепила букет, потому что холодный фарфор, или специальная полимерная глина, не требующая запекания, – материал хоть и с богатыми изобразительными возможностями, но очень капризный, – рассказала Ирина Красильникова. – Застывает на воздухе быстро, поэтому лепить надо внимательно и умеючи. А еще добавлять в материал, в элементы соцветий, листьев, веток краски и оттенки – вот где художественные навыки нужны, как никогда. 

Автор
"Северный край"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе