Престол изобилия современной цивилизации

Религиозные мотивы «Фиатирского престола» Ильи Гапонова


Престол изобилия современной цивилизации


Является ли изображение библейских сюжетов неотъемлемым атрибутом христианского искусства? Илья Гапонов, современный питерский художник и автор выставки «Фиатирский престол», отвечает на этот вопрос отрицательно. Проявление божественного он видит и в снеге, и в сожженном куске дерева, и даже в лицах земляков-шахтеров.


Илья Гапонов принадлежит к числу тех художников, которые относятся к религиозной тематике очень серьезно и не используют ее для эпатажа публики. Именно поэтому в его работах нельзя увидеть привычные для такого рода искусства образы. Кресты, распятия и сияющие нимбы — не сюжет работ Гапонова. В каждом своем проекте он ухитряется деликатно обходить стороной традиционные, столь часто эксплуатируемые художниками образы, и привносить в произведения на религиозную тему что-то иное, индивидуальное. В качестве примера можно привести работы, представленные в его предыдущих проектах: «Алтарь/Категория 5» — обугленные деревянные изразцы, явственно отсылающие к византийским иконам, но без единого христианского символа, или же панно с ангелами из проекта «Последний снег», обращенными к невидимому центру между ними, или горняк с выставки «Три дня», выносящий на руках тело своего собрата из марева шахтерской пещеры, ассоциирующийся с классическим изображением снятия с креста.


В каждой из этих живописных серий отражается образование и воспитание художника. Так, большой масштаб и тематика работ объясняются тем, что с юношеских лет Илья занимался росписью храмов и мозаикой, а после Кемеровского художественного училища окончил Санкт-Петербургскую Государственную художественно- промышленную академию им. В. Мухиной по кафедре монументально-декоративной живописи. Несмотря на то, что художник уже давно живет в Питере, где вместе со своими друзьями организовал художественное сообщество «Непокорные», родные корни он не забывает. Атмосферу шахтерского города Кемерово, откуда он родом, Илья передает манерой и техникой своего письма, используя кузбасслак — лак, имеющий битумную основу, производимый из каменного угля, добытого на Кузбассе.


В своем новом проекте «Фиатирский престол» автор затрагивает «фроммовскую» тему отчуждения человека в современном мире. В качестве аллегории нынешней цивилизации у художника выступает предапокалиптический образ престола, на котором пышные букеты цветов и сочные фрукты соседствуют с пропитанными тлетворным духом головами животных и символами современного потребительской общества — пакетами из McDonald’s.


Название экспозиции отсылает нас к отрывку из Откровения Иоанна Богослова, где упоминается жена израильского царя Ахава Иезавель, чье имя стало синонимом идолопоклонства, развращенности и жестокости: «…ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное» (2:20).


Заимствуя из классических голландских натюрмортов XVII века живописную манеру, Гапонов отвергает присущий ей блеск, роскошь и изящество. Это не AES+F, которые, обращаясь к наследию классического изобразительного искусства, утрируют его до уровня глянца. Здесь иной подход. Врубелевскими мазками битумного лака Илья Гапонов создает атмосферу избыточного, упадочного буржуазного мира, низводя пафос сюжета до уровня повседневности.


Соединение в картинах Гапонова ощущения мрачности и даже какой-то «чумазости», создаваемой за счет использования столь необычного материала как битум, и сам их масштаб дают удивительно парадоксальный эффект. Привычные вещи вдруг обретают значение символа, становятся отражением нашей обыденной реальности, которая, по мнению художника, катится вниз в своих моральных устоях и жизненных ориентирах.


Проект «Фиатирский престол» рождает чувство потерянности современного человека в суматохе дня, не позволяющей ему выйти за пределы мира вещей и преодолеть рамки обыденности.


«Пропуская наш мир» через призму традиционных религиозных взглядов, Гапонов преобразует иконописную эстетику в новый языковой художественный принцип, заставляя зрителя вновь обратиться к поиску истинного.


Religo.ru


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе