Проходное творчество

"Стой! Кто идет?" в ММСИ

Во всех филиалах Московского музея современного искусства (ММСИ) — на Петровке, в Ермолаевском переулке, на Тверском и Гоголевском бульварах — открыты выставки Московской биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?". Их обошла АННА ТОЛСТОВА. 

Тема второй молодежной биеннале — "Границы", то есть темы фактически нет, поскольку под нее можно подверстать все что угодно. Впрочем, от биеннале ждут не столько сочинений на заданные темы, сколько новых имен — это касается как художников, так и кураторов, которые в основном приходятся ровесниками своим подопечным. Открытием прошлой первой молодежной биеннале, скажем, стала куратор Анна Зайцева, сделавшая на "Винзаводе" выставку "Яблоки падают одновременно в разных садах" и вполне заслуженно получившая за нее премию "Инновация". В этой биеннале она не участвует, а жаль: ярких кураторских проектов в программе нет. И ММСИ, являющийся наряду с ГЦСИ основной площадкой биеннале, которая, собственно, и родилась из молодежных затей обеих институций, здесь не исключение. Однако в общей невнятице попадаются интересные работы художников, так что хождение по филиалам ММСИ напоминает грибную охоту в плохой сезон. 


В филиале в Ермолаевском на каждом из четырех этажей музея размещается по выставке, но понять, чем "Свобода" отличается от "Воли", где между ними "Переход-Транзит" и почему бы все скучное видео, дизайнерские объекты и бессмысленные инсталляции скопом не записать в "Чудеса безделья", невозможно. Впрочем, даже на этой свалке можно найти что-то стоящее. Например, видео Флориана Эгермана: немецкий перформансист прокладывает себе дорогу по оживленной кельнской улице, разматывая две катушки полицейской заградительной ленты, которые он держит в обеих руках, и людское море перед новоявленным Моисеем чудесным образом расступается. Или видео Матеуша Садовского: польский даос-каллиграф виртуозно записывает главу из книги "Дао де цзин", выводя алые иероглифы кетчупом на белом кафеле, плите, раковине и холодильнике собственной кухни. Еще есть "Метро" финки Хэйди Ханканиеми, вышивающей салфеточки со схемами метрополитенов различных мегаполисов. "Тетрис" шведа Михаэля Йоханссона, заложившего один из дверных проемов музея геометрической абстракцией из разнообразных коробок, канистр и прочего упаковочного мусора. И "Лучшие друзья каждого" австрийки Марии Анвандер, выставившей галерею портретных миниатюр тех великих, чьи физиономии печатают на банкнотах. 

Но и это богатая добыча — по сравнению с проектом "Есть ли хоть какая-то надежда на оптимистическое искусство?", показанным в филиале ММСИ на Тверском бульваре. Никакого оптимизма выставленные там прилежно-критические грантовые опусы не вызывают, если не считать остроумного исследования шведской художницы Конни Блом, которая подвергла цензуре оруэлловскую антиутопию "1984", вырезав из романа все негативное. В итоге осталось два десятка страниц с описаниями природы — инсталляция из них проиллюстрирована видеопейзажем. И уж совсем нечего смотреть на "Ложке Камасутры" Андрея Бартенева в филиале на Петровке, хотя секс в искусстве, казалось бы, тема возбуждающая как эстетов, так и широкие зрительские массы. Выделяется разве что анимационное видео москвича, выступающего под псевдонимом Patrick K.-H.: черно-белая подвижная абстракция, если приглядеться, оказывается оргией человечков, рисованных в манере Кита Херинга. 

Лучший же проект ММСИ — выставка "Junk", сделанная Алексеем Масляевым в филиале на Гоголевском бульваре. Идея ее выражена невнятно и с множеством цитат из модных книжек, как это часто бывает в студенческих рефератах. Речь, кажется, идет о том, как выжить в современной урбанистической среде, обрушивающей на своих обитателей лавину информационного мусора, и сохранить ценность межчеловеческой коммуникации. Но, несмотря на расплывчатость формулировок, в экспозиции почти нет проходных вещей. Даррен Джонс, Нина Уэйкфорд, Кирилл Глущенко, Алина Гуткина, Арсений Жиляев, Нина Юэн — куратору удалось собрать хорошую команду. Наиболее простой и действенный способ очистить урбанистическую среду предложен в видео Кендры Уокер. Канадская художница проявила личную инициативу в общественном пространстве: взяла ведро с тряпкой и вымыла кусок стены на Лионском вокзале, стирая границу между городом и собственным домом. Молодежной биеннале неплохо было бы последовать этому примеру: произвести генеральную уборку и избавиться от хлама.

АННА ТОЛСТОВА

Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе