Путешествие авангарда из Петербурга в Москву и обратно

В Русском музее решили вспомнить объединение «Союз молодежи».
Ольга Розанова. «В кафе». 1912-13. 
Фото: Государственный Русский музей


Вся хронология художественного авангарда в России: зарождение, расцвет, идеологический запрет — укладывается в три десятилетия. Не столь уж и краток был этот период, в искусстве новейшего времени редко какие явления жили дольше. И хотя русский авангард описан уже довольно подробно, отдельные его страницы до сих пор мало известны широкой публике. К числу таких относится деятельность Союза молодежи — объединения художников, которое сложилось в Петербурге в ноябре 1909 года.

В феврале 1910-го новое сообщество окончательно сформировалось, опередив московский «Бубновый валет». Впрочем, москвичи с первых шагов стремились выработать коллективную стратегию, тогда как Союз молодежи, спонсируемый фабрикантом, коллекционером и художником-любителем Левкием Жевержеевым, провозгласил открытость для всех, кто сторонился искусства официального. Но и такая демократичность не стала основой для консолидации — в 1914-м объединение распалось. Самые видные его участники — Казимир Малевич, Михаил Матюшин, Павел Филонов — к тому времени уже ощущали себя не только самостоятельными, но и ключевыми в авангарде фигурами.


Казимир Малевич. «Усовершенствованный портрет И.В.Клюна». 1913. 
Фото: Государственный Русский музей


Выставка в Русском музее не предполагает исторической реконструкции Союза молодежи, зато прослеживает его главные вехи и представляет главных героев. Не только мэтров авангарда, но и тех, кто по разным причинам оставался в их тени, как Елена Гуро, жена Матюшина, которая умерла в 1913 году.

А еще выставка в Корпусе Бенуа наглядно демонстрирует, что культурное противостояние двух столиц — феномен если и не надуманный, то не всеохватный. Авангард периода «бури и натиска» свободно мигрировал между Москвой и Петербургом. Работы членов Союза молодежи органично смотрелись на выставке «Ослиный хвост» в Москве, а москвичи, коренные или «понаехавшие», такие как братья Бурлюки, Петр Кончаловский, Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Илья Машков, охотно вступали в петербургское художественное объединение. Знаменитые проекты вроде футуристического издательства «Гилея» или театра «Будетлянин», на сцене которого были поставлены «Владимир Маяковский» и «Победа над Солнцем», имели непосредственное отношение к Союзу молодежи, но не воспринимались как сугубо питерские. 


Павел Филонов. «Пир королей». 1913. 
Фото: Государственный Русский музей


Значительная часть из почти 200 произведений на выставке — из фондов ГРМ, но привлечены и другие источники, как Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства, Государственный художественный музей Латвии, Национальная галерея Армении, несколько московских институций, музеи из Екатеринбурга, Омска, Ульяновска, Ярославля. 


Государственный Русский музей

Союз молодежи
4 июля – 2 сентября

Автор
ДМИТРИЙ СМОЛЕВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе