1 октября 2010 ● Дарья Курдюкова
Лувр и Орсэ привезли в Третьяковку графику
Весной, отмечая Год Россия–Франция, российские музеи показывали в Лувре выставку «Святая Русь». Теперь, кстати, там даже решили сделать девятый по счету отдел, посвященный восточнохристианскому искусству – в частности, византийскому и древнерусскому. Французский ответный выставочный жест – открывшиеся в начале недели друг за другом в Историческом музее и в Третьяковской галерее экспозиции: «Наполеон и Лувр», а следом за ней «Путешествовать и рисовать. Рисунки европейских мастеров из Лувра и Орсэ. 1580–1900». 50 луврских рисунков и 6 из Орсэ (впрочем, хранятся они также в Лувре) показывают, на что известные и не очень художники смотрели в чужих краях на протяжении трех веков.
Когда, блуждая между простенками с пейзажами, в дальнем углу натыкаешься на портрет-почеркушку вытянутого худощавого человечка в громадном тюрбане, с трубкой и на фоне мечети, да при этом еще с четками в руках, лишний раз убеждаешься – не место красит человека. Иначе говоря, важны не только и не столько края, где ты побывал, но прежде всего люди, которых встретил. Этот господин – Проспер Мериме, карьеру писателя деливший с карьерой госслужащего и с 1834-го ответственный за сохранность исторического наследия Франции. Автор дружеского шаржа – Анри-Адриан Прево де Лонперье, вместе с Мериме посетивший Грецию и Малую Азию (включая Константинополь) и являвшийся вообще-то хранителем античной коллекции Лувра.