«Сказочники» в Пушкинском: знакомые с детства книжные иллюстрации

В Пушкинском музее проходит выставка художников-иллюстраторов детской книги, от легендарного Владимира Конашевича до знаменитых Ильи Кабакова и Виктора Пивоварова.
«Воздух» побывал на выставке и пришел к выводу, что концептуалисты проигрывают настоящему сказочнику Конашевичу.
В Пушкинском музее выставили иллюстрации к детским книгам авторства советских нонконформистов Эрика Булатова и Олега Васильева, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова. Все они впоследствии бросили книжную иллюстрацию, которой занимались в силу специфики советской художественной системы: Илья Кабаков стал делать тотальные инсталляции, Олег Васильев и Эрик Булатов — живопись, а Виктор Пивоваров — живопись и керамику. Их предшественником был Владимир Конашевич, один из лучших книжных художников XX века, который считал своим призванием рисовать для детей. Илья Кабаков писал: «Я испытал значительное влияние творчества «отца иллюстрации», Владимира Конашевича… Он создал стиль сентиментального рисунка для детей. Впоследствии этот стиль был фактически канонизирован».


Книжная иллюстрация Ильи Кабакова показывает его любовь к буквам, проявленную затем в тотальных инсталляциях

Владимир Конашевич — легендарный первый иллюстратор произведений Самуила Маршака и Корнея Чуковского, а также автор канонических иллюстраций к сказкам Агнии Барто, Ганса Христиана Андерсена, к «Золотой рыбке» Пушкина и «Ашик-Керибу» Лермонтова. Его рисунки знакомы всем, кто рос в СССР с 1940-х по 1980-е годы, потому что книги с иллюстрациями Конашевича регулярно переиздавались и передавались по наследству. Несмотря на то что самые известные свои работы Владимир Конашевич создал в сталинское время, как художник он сформировался под влиянием «Мира искусства» и других мастеров Серебряного века. С приходом советского авангарда виньетки и медальончики, изящные венки и утонченные орнаменты были изгнаны из официального искусства, но продолжали существовать на периферии, в частности — в детской книжной иллюстрации. Постепенно реализм был реабилитирован и в «большом» искусстве, но Владимир Конашевич всегда хотел рисовать только для детей. Единственным произведением для взрослых читателей стал редчайший «Атлас переливания крови», над которым он работал в Ленинграде во время блокады.







Владимир Конашевич, иллюстрации к сказке «Муха-Цокотуха»

Незадолго до начала войны сотрудники Ленинградского института переливания крови — профессор Филатов и доцент Кухарчик — решили издать иллюстрированное пособие по истории и практике переливания крови, как для студентов медицинских институтов, так  и для широкого круга читателей. К работе над «Атласом» были привлечены многие ленинградские художники, остававшиеся в городе во время блокады, но самое активное участие принял Владимир Конашевич. В блокадном Ленинграде он изобразил сцены переливания крови с I века н.э. до начала XVII века, портреты знаменитых ученых и оформил обложку. Книга была готова к изданию уже в 1943 году, но из-за блокады была выпущена только в 1946 году.







Владимир Конашевич «Атлас переливания крови»

Эскизы иллюстраций Владимира Конашевича к «Атласу переливания крови» выставляются в Пушкинском музее впервые. В работе над иллюстрациями к главам, например, о кровопотере, анаэробной инфекции, о болевом шоке Конашевич сочетает навыки художника книги с медицинским реализмом. Композиция, выразительные лица героев и даже ландшафт на заднем плане позволяют читать эти рисунки отдельно от содержания книги, но при этом художник не позволяет себе вольностей в изображении отрезанной конечности, ведь иллюстрации служат как наглядное пособие, по которому, возможно, спасли не одну жизнь.

Выставка «Сказочники. Книжная графика Владимира Конашевича, Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова из частных коллекций и собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина» проходит в отделе личных коллекций Пушкинского музея до 28 июня. 


Текст Мария Семендяева
Автор
Текст Мария Семендяева
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе