Современное искусство между Возрождением и Апокалипсисом

Киевская биеннале уравняла в правах голову вождя мирового пролетариата и порнографические картинки

В мире сегодня насчитывается около 200 биеннале. Каждую новую встречают настороженно: а что тут будет неожиданного?


Для участия в первой Киевской международной биеннале современного искусства ARSENALE 2012 пригласили более ста художников со всего света. Около сорока работ было создано специально для проекта, придуманного куратором биеннале, англичанином Дэвидом Элиотом.


Элиот известен тем, что основал в Токио знаменитый ныне музей современного искусства Мори, расположившийся на пятидесятых этажах небоскреба в центре города, возглавлял музеи в Стокгольме и Стамбуле и руководил последней биеннале в Сиднее.


Для украинской столицы Элиот выбрал девиз «Лучшие времена, худшие времена. Возрождение и Апокалипсис в современном искусстве». Если пересказывать языком поэзии, получится что-то вроде «Времена не выбирают, в них живут и умирают».


Нельзя сказать, что мир, воссозданный Элиотом, лучится оптимизмом. Печаль истории и портреты тиранов прошлого и настоящего перемешаны здесь с легким безумием сегодняшнего дня, с тотальным наступлением вещей и поражением всех идеологий за исключением одной — идеологии консюмеризма.


Исчезновение координат приводит к переоценке истории. Братья Чепмен создают ехидную пародию на образ эсэсовцев в современном масскульте, Лучезар Бояджиев сделал надувные мумии с лицами политиков и властителей умов — от Мао и Сталина до Стива Джобса, а Стелиос Файтакис нарисовал фрески в духе византийской иконописи на темы Махно и боев за освобождение Киева от нацистов.


Экспонаты разбиты на четыре части. «Неустанное движение» посвящено миру верований и мифов, лежащих в основе нашего интереса к миру. «Во имя порядка» посвящено давлению власти на пространство культуры, навязыванию иерархий, которые существуют лишь в воображении насильника. «Плоть» посвящена главному с точки зрения человека феномену жизни: тело гомо сапиенс. А «Неспокойный сон» изучает подсознательное, воцаряющееся обычно вместе с приходом Морфея.


Одним из главных экспонатов биеннале стало само здание Арсенала, расположившегося напротив Надвратной церкви Киево-Печерской лавры. Арсенал построили в конце XVIII века на территории бывшего Вознесенского женского монастыря, это первый образчик неоклассицизма в Киеве. На двух его огромных этажах биеннале отвели 20 тыс. кв. м, а всего здесь 63 тыс. кв. м экспозиционных площадей. Эта цифра сопоставима с размерами Центра Помпиду в Париже.


Сама прогулка по этим пространствам становится путешествием, похожим на испытание выносливости. Если учесть, что стульев и скамеек в многочисленных залах видеопроекций практически нет, понятно, каких жертв требует сегодня искусство.


Здания — смысловая часть любого биеннале, будь то Арсенал в Венеции или бывшая электроподстанция в Берлине. Киеву есть чем выделиться среди коллег. Многие проекты параллельной программы — она продлится до конца июля — проходят в уникальных домах. Например, выставка «Апокалипсис и Возрождение» открыта в галерее Мироновой в филиале Музея русского искусства на Шелковичной улице в «Шоколадном домике». Он построен в конце XIX века в венецианском стиле и назван так благодаря цвету своего фасада.


Интерьеры домика оказались идеальным местом для выставки о злоключениях нашего времени. Фигуры демонстрантов с плакатами и гильотина (ее нож предусмотрительно облеплен скотчем), голова Ленина, насаженная на кол, и рисунки, которые не рекомендуется смотреть несовершеннолетним...


Идеологом русско-украинской выставки стал Олег Кулик. Возможно, этим объясняется обилие русских участников — от Алексея Каллимы и Анатолия Осмоловского до Андрея Кузькина и Андрея Монастырского, представлявшего Россию на последнем биеннале в Венеции.


Наших соотечественников на ARSENALE 2012 много. Это и группы «AES+F» и «Что делать?», и Ольга Чернышева в основной программе. Это и работы Дмитрия Гутова, Владислава Ефимова и Аристарха Чернышева на выставке в харьковской галерее «VOVATANYA» (параллельная программа проходит по всей Украине). Так что отсутствие русскоязычного каталога — он вышел на украинском и английском, на русском есть лишь сайт, — можно рассматривать как следование политике нынешней украинской власти. Но не как отражение реального положения вещей.


Биеннале продлится до 31 июля.

Алексей Мокроусов, Киев


Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе