«Стоят очень дорого»

Эксперт рассказала о том, каковы цены на художников, чьи работы были изъяты из Культурного центра Вооруженных сил РФ.

Фото: kcvs.ru 

«Есть современные, то есть ныне работающие художники классической школы, которые участвуют в ведомственных тендерах и получают соответствующие заказы», – рассказала газете ВЗГЛЯД Надежда Смирнова, эксперт по живописи аукционного дома «Гелос», комментируя ситуацию с картинами, которые возвращены в Культурный центр Вооруженных сил.

После вступления в должность министра обороны РФ Сергей Шойгу объявил о том, что картины русских мастеров, находившиеся в московском Культурном центре Вооруженных сил РФ и изъятые оттуда по инициативе подчиненных прежнего министра обороны Анатолия Сердюкова, как стало известно 14 ноября, уже возвращены в это учреждение.

«Знаменитые полотна, среди которых шедевры Айвазовского, Левитана, Шишкина, Саврасова и других известных российских мастеров живописи, по указанию министра обороны России генерала армии Сергея Шойгу вечером 13 ноября специальным транспортом были доставлены в Культурный центр Вооруженных сил», – сказал начальник Культурного центра ВС России Василий Мазуренко.

По его словам, до конца недели все полотна вновь займут свои прежние места в анфиладе историко-мемориального зала и будут доступны всем посетителям Культурного центра Вооруженных сил.

Ранее со ссылкой на следственные органы сообщалось, что картины из фондов Культурного центра ВС РФ были обнаружены в том числе при обысках по делу Оборонсервиса.

Собрание музея в здании Екатерининского дворца на Суворовской площади в Москве, где располагается Культурный центр, включало (и, соответственно, должно включать впредь) работы таких живописцев, как Александр Шишкин, Илья Репин, Виктор Васнецов, Исаак Левитан, Иван Айвазовский, Василий Поленов, Константин Коровин.

Газета ВЗГЛЯД выяснила у эксперта по живописи аукционного дома «Гелос» Надежды Смирновой, какова примерная стоимость наследия художников, чьи работы находились в Культурном центре ВС, и от чего зависит пополнение подобных ведомственных коллекций.

ВЗГЛЯД: Полотна, изъятые из Культурного центра Вооруженных сил РФ и ныне подлежащие возвращению на прежнее место, относятся к наследию русских художников первого ряда: Ильи Репина, Виктора Васнецова, Ивана Айвазовского, Александра Шишкина. Какова примерная стоимость их картин на рынке?

Надежда Смирнова: Зависит от того, какие именно работы оцениваются. Если мы говорим о полноразмерных картинах, то речь заведомо о сотнях тысяч долларов. Если приобретаются небольшие этюды, принадлежащие кисти тех же художников, то цены заметно ниже. Скажем, Айвазовский, даже если рассматривается картина, скажем, размером 50 на 60 см, однозначно стоит больше 100 тыс. долларов.

#{interviewcult}ВЗГЛЯД: То есть цена в такой большой степени зависит от размера?

Н. С.: Цена зависит от качества, и размер тоже важен. Если, например, брать вещи Репина, то написанных им этюдов на рынке достаточно, а хороших полноразмерных работ не так много, и стоят они очень дорого – могут стоить и 200, и 300, и 500 тыс. долларов, и даже миллион. Зависит от того, что за вещь.

ВЗГЛЯД: Соответственно, Поленов, Коровин или Левитан относятся к той же категории?

Н. С.: В принципе, да. Но у Левитана этюды стоят от 80 тыс. долларов. Ведь он писал в основном пейзажи, и речь об этюдах к ним. Дело в том, что он – мастер этюда. Большие его картины, соответственно, намного дороже. Поленов и Коровин – это опять-таки русские художники первого ряда, они тоже стоят очень дорого. У Коровина есть парижский период, а есть русский. Это совершенно разные вещи, соответственно, они различаются и по стоимости, и заинтересованность клиентов в отношении работ этих периодов тоже разная. Вещи русского периода стоят дороже. Но это детали – в любом случае все эти художники востребованы на рынке.

ВЗГЛЯД: Как определяется стоимость конкретной работы? Для этого всегда требуется экспертная оценка?

Н. С.: Понять, сколько стоит работа, можно, только увидев ее или хотя бы ее фотографию. А гипотетически, исходя только из имени художника, можно назвать лишь порядок. Скажем, в случае Коровина – от 20 тыс. долларов за маленькие работы до цен свыше миллиона за топовые полотна. То есть разброс цен – гигантский. Среднюю цену назвать невозможно.

ВЗГЛЯД: Какие факторы влияют на формирование вкуса и предпочтений у тех людей, которые стремятся иметь у себя дома или в кабинете ценную живопись? Откуда берутся их представления о том, что престижно и внушительно, а что – нет?

Н. С.: Думаю, что им просто известны имена более или менее всех русских художников классического периода, чьи картины востребованы на рынке. Люди, о которых вы спрашиваете, ориентируются на то, что дорого продается на аукционах.

ВЗГЛЯД: То есть престиж формируется под влиянием цен?

Н. С.: Естественно. Ну, еще желательно, чтобы картина висела в Третьяковке.

ВЗГЛЯД: А насколько в тех же кругах сейчас ценится современное искусство? Оно может хоть как-то конкурировать с классическим?

Н. С.: Если говорить о русских художниках, то кризис показал, что выжило только классическое искусство.

ВЗГЛЯД: То есть все современные художники остались не у дел?

Н. С.: Западные – не все, а русские – практически все.

ВЗГЛЯД: Раньше, в советские времена, картины для ведомственных интерьеров могли писаться по специальным заказам. Существует ли сейчас какое-то подобие такой практики? Тендеры, может быть?

Н. С.: Тендеры проводятся. Я точно знаю, что есть современные, то есть ныне работающие художники классической школы, которые участвуют в таких тендерах и получают соответствующие заказы. Но конкретных имен вам не назову.

ВЗГЛЯД: Картины, находящиеся в ведомственных помещениях, являются госсобственностью?

Н. С.: Если они куплены на государственные деньги, то да.

ВЗГЛЯД: Бывает ли так, что путь картины от продавцов к коллекционерам, с одного аукциона на другой до какого-то момента хорошо прослеживается, а потом она вдруг исчезает?

Н. С.: Если она исчезает, то это значит, что ее кто-то купил и она осела в какой-то коллекции. Может быть, новый владелец не хочет афишировать, что теперь она принадлежит ему. Вообще говоря, с провенансом, то есть с тем самым «путем» картины от одного владельца к другому, всегда очень сложно.

ВЗГЛЯД: То есть за этим трудно следить в силу обстоятельств, связанных с приватностью?

Н. С.: Да, конечно. Но, вообще говоря, провенанс крупных шедевров всегда более полный и ясный, чем провенанс менее значительных работ, и солидные покупатели предпочитают картины с прозрачной историей.

ВЗГЛЯД: Располагает ли кто-нибудь информацией о том, какие картины украшают кабинеты и коридоры главных министерств, мэрии, Кремля? И есть ли там настоящие раритеты, которые могли бы, в принципе, занять место в музее?

Н. С.: Думаю, что это закрытая информация. Для того чтобы это узнать, нужно, скорее всего, просто посетить эти кабинеты.

Текст: Кирилл Решетников

"Взгляд"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе