Наш колумнист сходила на нашумевшую выставку в Третьяковку.
До сих пор Серов наверняка не знал, насколько он популярен в России
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
НУ, ЗА ПРЕКРАСНЫМ!
Очереди не люблю с детства - аллергия. Наверное, со времен, когда курицу привозили в соседний магазин «Продукты» по талонам, и ее надо было отвоевать у широких масс соседей по городу. Поэтому выставка Серова изначально не столько привлекала меня, сколько пугала - очередью.
Я звонила раза два в неделю в надежде услышать - мол, да, приходите, ажиотаж спадает, насмотрелись... Но слышала все ровно наоборот: очередь к 12 часам будет до конца здания Третьяковки... Очередь к 11 уже загибается за угол...
А тут моя мама звонит - ты еще не сходила?! Мама - искренний ценитель прекрасного. Всю жизнь. Стало стыдно. Да тут еще выставка 24 января закрывается.
Надо идти. Ух.
Залезла на сайт Третьяковки - купила электронный билет. По правилам, кто купил такой - тому проход вне очереди! (Не обольщайтесь, на сегодня эта услуга
временно отменена.) И потащилась в мороз, хлюпая носом и снегом, с утра пораньше, за прекрасным.
9.55. 10.00. ПУСК, ТОВАРИЩИ!
В 9.30 нарисовалась перед зданием Третьяковки. И с удовольствием поняла, какая я молодец: в обычную - не «электронную» - очередь уже стояли человек сто!
При том, что музей открывается в 10.00.
Справа кучковалась отдельная группа ценителей прекрасного.
- Вы с электронными билетами?
- Да.
Нас было человек 30. Мы стояли, поглядывая на растущий на глазах хвост «обычных». Вот он уже скрылся за углом.
9.45.
- А где тут проход по электронным билетам? - важно подошла девушка в манто.
- А во-он он, конец нашей очереди! - весело махнули мы вниз, где заканчивались ступеньки. Нас было уже человек 60.
- Это все по электронным?!
- Ну да. Не вы ж одна такая догадливая.
Улыбнулись улыбкой победителей. Все-таки мы чуть догадливее, чем она, потому что пришли на 15 минут раньше.
- Еще 10 минут до открытия, - объявила, взглянув на часы, женщина сзади. Она была большая, меховая, плотная, и к 9.50 собравшая всю свою боеготовность в кулак, чтобы вместе с зажатым в нем электронным билетом воспользоваться правом прохода вне очереди. И отомстить заодно за всех советских кур по талонам.
Наш колумнист сходила на нашумевшую выставку в Третьяковку
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
- А вы не знаете, у них там терминалы есть для считывания штрих-кода? - интеллигентная дама лет 50 с утонченными чертами лица обратилась к другой - такой же, очень красивой и утонченной, в беретике.
- Нет, я тут впервые по электронному билету, успеть бы. А то ведь мне еще на совещание надо попасть... Все бегом!
- Ох, и мне тоже. А в Пушкинском хорошие терминалы. Мы там только что на выставке графики были. Часа три ходили - не оторваться! И Серова нельзя пропустить, правда?
- Конечно. Такое раз в жизни бывает!
Вторая утонченная дама стояла аккурат за мной, но в процессе разговора переместилась к подруге по духу. Я не была против: все-таки, за искусством пришли, а не очередь блюсти. Чай, не в магазине.
- Еще пять минут до открытия, - поведала сзади «меховая» женщина.
Тут разговоры стихли даже у утонченных. Все как-то развернули плечи, приосанились и стали изучать стеклянные двери музея. И цифры на них. И царапинки. И расписание музея зачем-то.
- Без одной минуты!
Соседняя очередь «обычных» у входа растеклась вдоль дверей, чтобы влиться в открытую створку сразу человек по 20 в ряд. Как у нас это получается - непонятно, но всем всю жизнь кажется, что так будет быстрее.
- 10.00!
Внимание! Пуск!
Пуск-то пуск, но... В 10 утра действительно открылась дверь для... «обычников». Мы, «электронные», почувствовали себя чуть-чуть обманутыми.
- Надо же, - пожала плечами я, - а те уже идут.
Прозвучало - как у Высоцкого: «мы в очереди первыми стояли, а те, кто сзади нас, уже едят...»
- Ничего страшного, - успокоила утонченная дама, которая стояла раньше за мной. - Сейчас вот их пропустят - а потом и нас.
Действительно, прошло так минут 15 - и наша дверь тоже открылась! Оставалось миновать рамку, где проверяют на оружие и прочие бомбы - и мы у цели!
- Проходите влево, чтоб все вместились, - пригласил охранник нас в глубину предбанника.
До сих пор Серов наверняка не знал, насколько он популярен в России
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
Теперь напрягите фантазию. Рамка - то есть проход - он прямо. А охранник приглашает налево! Я-то сразу поняла, что к чему. А вот те, кто не понял, - ринулись влево. И только что стоявшими первыми, стали... ну да, последними.
Когда народ, преисполненный тяги к искусству, это дело осознал, то очень громко обиделся на охранника. Громко и немножко нецензурно.
- Ну не надо так, все-таки за искусством пришли, - покачали головами обе утонченные дамы (они до последнего помнили, зачем мы все тут) и юркнули в рамку.
Тем не менее охраннику пришлось закрыть дверь на улицу, оставив огромную часть «электронщиков» на морозе. А могли бы в помещении ждать очереди! Но мы были первыми и ни в какую не хотели освободить проход.
О РОЛИ ЗАОСТРЕННОЙ ТУФЕЛЬКИ И БЛИКОВ
Зато прошли быстро. В терминалах обменяли свои виртуальные билеты на настоящие. Скинули шубки гардеробщикам, пока еще улыбчивым. И отпра-ви-лись наверх!
- Сколько у вас тут нас в день проходит? - по пути спросила у администратора.
- Когда музей до 7 вечера - тысяч 4-5. А если до 9 вечера - до порядка семи тысяч...
Было 10.30.
Час в очереди - позади. А дальше было то, зачем мы все сюда пришли. Солнечные блики на воде с картины «Купание лошади». Исполненный невыносимого предчувствия взгляд Николая Второго с портрета. Девочка с персиками, за спиной у которой - оказывается, гренадер, и у него есть своя роль в картине - кто бы раньше знал!.. И свет, свет, много лучистости вот, например, в портрете Мики Морозова...
- ...На Западе зачастую главное для искусства - форма. В России - содержание, - всматривается в нас, ища понимания и понимания, экскурсовод, рассказывающая о том, почему в портрете светской львицы мадам Орловой столько углов и какую роль играет вот этот заостренный носок ее туфельки. Потому что все это - не просто портреты. Это портреты-картины.
Три этажа. Три!!!
Графика. Пейзажы. Домотканово. Портреты. Царская родня. Дети. Пояснения о героях полотен - рядом: после революции расстрелян... расстрелян... Снова пейзажи. Эскизы к сезонам Дягелева в Париже. Несколько версий «Похищения Европы». Какая главная - аудиогид не знает. Наверное, все. Портрет княгини Щербатовой, внички крепостного, так и оставшийся наброском. Серов не дописал - умер. В 46 лет.
Но - осталось три этажа!!! Собранных из самых разных музеев разных стран три этажа таких разных, таких трудозатратных (некоторые полотна он писал за сто - ! - сеансов), таких возвышающих картин!
К портрету Горького подходит старый мужчина с палочкой. Из лифта только что пришаркали в зал муж и жена - им лет под сто.
- На Малевича потом пойдем?
- Ой, погоди, нам бы это осилить!
В стороне отвернулась в угол молодая мамаша: малыш раснюнился, надо покормить грудью, чтоб уснул и дал досмотреть это богатство. Такое же только раз в жизни бывает.
И выходя, кажется, что ты стал чуть-чуть... это... как там экскурсовод сказала? Содержание для нас главное? Ну вот вроде наше знаменитое содержание стало чуть лучше.
***
15.00. Вышла на улицу.
- А сколько примерно стоять надо? - отправилась приставать к очереди, делая вид, будто только пришла. «Хвост» уже не был виден, вихляя где-то за оградой Музеона.
- Ну мы вот часа три уже тут. Наверное, еще..., - дамы интеллигентного вида окинули предстоящую преграду в лице соседней по городу и гостей столицы, - еще часа два.
- И вы не мерзнете в минус 12?!
- А мы вон в кафешку бегаем, чай по очереди пьем. Так что ничего, постоим! Такое же нельзя пропустить, раз в жизни бывает! Правда?