Третьяковская галерея готовит выставку работ Павла Кузнецова

Государственная Третьяковская галерея откроет экспозицию «Сны наяву», посвященную творчеству художника Павла Кузнецова. Многие работы мастера будут показаны публике впервые после длительной реставрации.

Москвичи смогут увидеть как образцы ранних картин мастера, например «Голубой фонтан», написанный в 1905 году, так и работы времен его увлечения ориентализмом. К таковым, в частности, относятся картины «Мираж в степи» и «Вечер в степи» 1912 года, а также «Спящая в кошаре» 1911 года. Кроме того, посетители выставки смогут ознакомиться и с поздними работами художника, большинство из которых выполнены в жанрах пейзаж и натюрморт.

Добавим, что в экспозицию будут включены картины, хранящиеся в собственных фондах галереи и те, что относятся к коллекции Русского музея и Саратовского государственного художественного музея.

Выставка начнется 4 сентября и продлится до 13 декабря этого года. Она будет находиться в Инженерном корпусе галереи в Лаврушинском переулке.

    Третьяковская галерея готовит выставку работ Павла Кузнецова

В Третьяковской галерее идут последние приготовления к выставке работ Павла Кузнецова. Ещё будучи студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Кузнецов организовал знаменитое содружество "Голубая роза". В своих картинах он пытался отразить не столько впечатления зримого мира, сколько состояние души. Его ранние полотна напоминают сны, грёзы, перекликаются с образами поэтического символизма. Экспозицию, которая откроется в Третьяковке в начале сентября, назвали "Сны наяву".

Последние экспонаты еще в реставрации. Ирина Бирюкова рассказывает, что проблемы с картиной "Озеро Севан" из армянского цикла характерны для живописи Павла Кузнецова. Многие работы сделаны в смешанной технике: художник одновременно использовал масло, гуашь, темперу, клеевые красители.

"Он очень любил добиваться своего несказанного эффекта – бархатистости и глубины цвета, - рассказывает художник-реставратор Государственной Третьяковского галереи, заведующая сектором реставрации масляной живописи ХХ века Ирина Бирюкова. -  Мел, баритовые пигменты, и использовать гуашевые краски, смело сочетая их с маслом. Через некоторое количество лет это все расслаивается и гибнет. И поэтому укреплять и приводить в чувства нам приходится не по классическим методикам, а смешивая хорошо апробированное с новым".

В запасниках Третьяковки на Крымском Валу – часть армянского цикла. Весной 1930 года Павел Кузнецов с женой Еленой Бебутовой путешествует по Армении, наблюдает за строительством Еревана. Его работы, возникшие после этой поездки, – будто иллюстрации к поэтическому циклу Осипа Мандельштама. Он был в тех же местах, в том же году.

"В картинах Кузнецова мы видим, как запряжка быков везет апельсинный напиток, чтобы строить дома из цукатов.  Это из мандельштамовского "Путешествия в Армению". Или город, весь развороченный боговдохновенными водопроводчиками, – про Ереван. И разноцветный армянский туф, и Арарат на заднем плане. Как писал Мандельштам, здесь рождается шестое араратское чувство – чувство притяжения горой", - говорит куратор выставки Татьяна Левина.

115 живописных и 100 графических работ. Организаторы говорят, что очень сложно делать выбор. Павел Кузнецов был невероятно плодотворен. Только в Саратове – более 400 картин, и множество – в Третьяковке и Русском музее.

"В историю мирового искусства Павел Кузнецов вошел своим степным циклом, - продолжает рассказ Татьяна Левина. - Он реализовал свою детскую мечту и шагнул в то степное пространство, которое расстилалось за Волгой".

Поездки по заволжским степям и по Средней Азии вдохновляют художника. На выставке представлены главные графические работы 20-х годов. Это среднеазиатские мотивы. Литографские альбомы о Туркестане и Бухаре будут представлены в разных стадиях подготовки.

"Серия "Горная Бухара" цветная. Это серия цветных литографий будет показана в стадии подготовительной печати. И вторая серия "Туркестана", тоже черно-белая, будет представлена почти целиком", - рассказывает сотрудник Государственной Третьяковской галереи Галина Цедрик.

От ранних работ - серий с фонтанами и рождениями - через знаменитые степные лазури до монументальных полотен с воспеванием коллективного труда - все творчество Павла Кузнецова всегда отличалась удивительной гармонией, которая бывает только во снах.

телеканал "Культура"





Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе