«Цена любви». Василий Кандинский и Габриэль Мюнтер

В 1902 году немецкая художница Габриэль Мюнтер записавшись в класс живописи художественной школы «Фаланга», знакомится с его преподавателем — русским художником Василием Кандинским.

Они очень сблизились. Он был интересным рассказчиком и учителем, а она спокойная и уравновешенная, а самое главное — уверенная в себе — та черта, которой очень не хватало самому Кандинскому. Так, с доверительного общения родственных душ началась их дружба, которая очень скоро переросла в любовь.


Кандинский и Мюнтер с классом в Кохеле, 1902 год


Ей было 25 лет, а ему – 36, но она свободна, а он нет. Кандинский состоял в 10-летнем браке с Анной Чемякиной (двоюродная сестра по отцовской линии, женщина, старше его на шесть лет). Не решаясь сообщить своей законной супруге о намерении с ней развестись, художник предпочитает жизнь в образе блудливого двоеженца.


Василий Кандинский и Габриэль Мюнтер, 1913 год


В 1903 году Мюнтер и Кандинский обручились. Очевидно, факт, что Кандинский был женат, не смущал их обоих. Началась скрытная жизнь, то вместе – в путешествиях, то порознь – в Германии.

Летом 1906 года влюбленная пара снимает дом в Париже. Однако Кандинский довольно скоро почувствовал, что этот город ему чужой, и захотел уехать. Но Габриэль воспротивилась отъезду — ей захотелось остаться. Она записалась на курс рисования кистью. Именно в Париже Мюнтер наконец обрела свой особенный стиль, определилась как художница. Это ее, несомненно, радовало, в отличие от грустных итогов личной жизни: ей было уже 30, она 5 лет провела рядом с Кандинским, а он до сих пор был женат на другой.
 
Лето 1908 года пара провела вместе – в городке Мурнау в Баварии. Это лето стало переломным в творчестве Кандинского, дав начало новому этапу – этапу абстракционизма. В следующем году Кандинский и Мюнтер купили в Мурнау дом, и стали жить там открыто. Это был активный творческий период для обоих. Однако, в то же время их союз из любовного постепенно стал превращаться лишь в союз двух единомышленников. Каждый искал себя в искусстве, в деятельности. У Кандинского это был период расцвета, у Мюнтер дела шли неровно.

В 1911 году Кандинский официально развелся с Анной. С началом Первой мировой войны пара едет в Швейцарию. Далее Кандинский оставляет Мюнтер в Цюрихе, а сам отправляется в Москву. Их разрыв уже предопределен, хотя, возможно, об этом и не говорится вслух. Мюнтер все еще надеется узаконить отношения, Кандинского эта ситуация угнетает. Зимой 1915 года они вновь встречаются, в Стокгольме. У Василия не хватает мужества порвать с Габриэль открыто.


Слева: Кандинский и Нина Андреевская, 1922 год; справа: Кандинский и Габриэль Мюнтер, 1916 год.


Весной 1916 он уезжает, пообещав заняться бумагами для брака. А зимой 1917 года он женится. Но – не на Габриэль, а на Нине Андреевской, с которой познакомился в Москве за полгода до этого. Мюнтер об этой свадьбе он не сообщает…

Знакомство Андреевской и Кандинского состоялось в 1916 году, по телефону. И позже художник признается Нине, что сначала влюбился в ее голос. Именно в этот день он написал свою акварель «Незнакомому голосу». На момент их встречи Кандинскому было почти 50, Нине – 17. «Меня удивили его потрясающие голубые глаза…» – напишет позже Нина в своем дневнике о первой встрече с Василием.


Василий Кандинский «К незнакомому голосу», Париж, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду


11 февраля 1917 года пара обвенчалась. На невесте было белое платье по эскизу Кандинского. Несомненно, многие считали, что Нина вышла замуж за знаменитость. Но сама она всегда утверждала обратное, говоря, что это была любовь с первого взгляда. В подтверждение этого, она была ему верной женой почти 28 лет.

Что до брошенной художником Габриэль Мюнтер, то она долгие годы была в неведении — нетрудно представить, насколько ужасно состояние любящего человека, к тому же творческого. Габриэль неоднократно принимала попытки найти Кандинского, писала письма, но они оставались без ответа. Только спустя четыре года, в 1921 году, он вышел на связь – через своего адвоката. Кандинский требовал вернуть ему его личные вещи и картины. Часть предметов она вернула, часть осталась ей в качестве «компенсации морального ущерба».


Gabriele Munter


После расставания с Кандинским Мюнтер забросила искусство, пытаясь найти себя в чем-то другом. К рисованию она вернулась лишь спустя 10 лет после бегства Кандинского, в 1927. Однако продолжала вести замкнутый образ жизни, мало кого допуская к себе.

В годы фашизма, когда беспредметное «дегенеративное» искусство было объявлено вне закона, архив и работы Кандинского она прятала в подвале собственного дома, серьезно рискуя.

За пять лет до своей смерти, в 1957 году Габриэль вместе со своими работами передала ценнейший «подвальный архив» мюнхенской Городской галерее Ленбаххауз. Всю свою жизнь в память о былой любви она хранила самую ценную частичку своего прошлого — коллекцию из 53-54 картин своего учителя и несостоявшегося мужа Василия Кандинского. Все они достались галерее Ленбаххауз.

Умерла Габриэль Мюнтер в 1962 году, пережив Кандинского почти на 18 лет.


Габриэль Мюнтер


Ну, а как же сложилась судьба Василия Кандинского и Нины Андреевской?

После революции Кандинские не покинули Москву. Они остались жить там, наблюдая за рождением новой страны. А в конце 1917 года у них родился сын, Всеволод, или Лодя, как его ласково называли в семье. Однако радость родителей была недолгой. В июне 1920 года случилась беда – Лодя умер. Это был сильнейший удар, и с тех пор тема детей навсегда стала табу для Кандинских.

Жить в новой России становилось все сложнее. И в 1921 году Кандинский уволился из Наркомпроса, где работал последние годы, и взял билеты на поезд Москва-Берлин. Кандинский бежал от холода, непонимания собратьев по цеху, от памяти о сыне. И от приближавшегося тоталитаризма.

В Берлине пара жила замкнуто. Несмотря на то, что там было много русских художников, Василий сознательно отказался от общения с ними. Зато они каждый день ходили в кино – оба просто обожали кинематограф. Вскоре Кандинскому предложили работу в Баухаусе – школе, которая была на тот момент локомотивом современного искусства и дизайна.

Семья переехала в Веймар – провинциальный крошечный городок, без каких-либо признаков светской жизни. Нина Кандинская, молодая и активная женщина, конечно же, не могла смириться с таким положением. Она использовала все возможные поводы, чтобы организовать в их честь маленький семейный праздник. Это и стало радостью ее жизни.


Слева направо: Василий Кандинский, Нина Кандинская, Георг Мухе, Пауль Клее, Вальтер Гропиус.


Через несколько лет школа из Веймара переехала в Дюссау. Творческая жизнь там кипела, и для Кандинского это был самый плодотворный период. Но все закончилось в 1933 году, когда к власти пришел Гитлер. Он объявил абстрактное искусство «дегенеративным». Баухаус был закрыт, и Кандинские оказались на распутье. Они могли остаться в Германии, ведь их никто не выгонял. Но как жить художнику в такой атмосфере? И Кандинский решает переехать в Париж. Ему на тот момент 67, ей – 35 лет.


Кандинский, конец 30-х


Но жить во Франции за счет искусства оказалось непросто. Картины почти не продавались, и на Кандинского это действовало угнетающе. С началом Второй мировой войны пара Кандинских не покинула Парижа. И оккупация города не повлияла на распорядок дня Василия – он гулял и писал каждый день, до июля 1944. А 13 декабря 1944 года Василий Кандинский умер.

Нина очень хорошо сознавала, что цена его картин вскоре вырастет. И поэтому отказывалась сразу продавать полотна. После войны она продолжала жить в Париже, в их доме. Продавала и дарила картины мужа разным музеям, организовывала мемориальные выставки. В 1973 году она опубликовала книгу воспоминаний «Кандинский и я».

В начале 70-х годов Кандинская купила шале в Швейцарии и переехала туда. 2 сентября 80 года ее домик в горах подвергся нападению грабителей, унесших все ее украшения. Хозяйку дома убили. Преступление так и не было раскрыто.


*Статья подготовлена на основе сайта: wassilykandinsky.ru ; Фото: freundederkuenste.de
Автор
Андрей Русский
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе