Угличские обереги

Когда совсем молоденькая мама-одиночка Ирина Шереметьева из крохотного поселения Алтыново Угличского района тяжело заболела, ее бегом-бегом отвезли в больницу, где самое худшее подтвердилось, и ей экстренно сделали очень сложную операцию. 

Именно тогда Ирине пришел на помощь парень. Владислав Кашинов жил в этом же поселке и хорошо, как и другие, знал про горькую участь Ирины. Он заходил к ней помогать: сантехнику привести в порядок, вывесить полку на стене, то просто сбегать купить молока или посидеть с ребенком.


- Его присутствие нисколько не утомляло меня, он мне не мешал, он был, как воздух! - вспоминает Ирина.

- То, что Владислав взял меня больную, да еще с ребенком, в жены, многих удивило, - добавляет Ирина. – Это действительно было не совсем обычно. Трудно сказать, как бы сложилась моя судьба, если бы не Владислав.

 Мы разговариваем с Ириной Шереметьевой в небольшой квартире кирпичного двухэтажного дома постройки советских времен, густо побеленного с целью выглядеть достойно среди других строений Углича. Ира переехала в Углич, когда ее сыну пришло время идти в среднюю школу. Квартиру, с потолка которой осыпалась штукатурка, и из углов которой тянуло кислым запахом, они обустроили сами, не привлекая сторонних людей, благодаря тому, что ее муж мастеровой человек, прежде всего - по дереву. Вся мебель в квартире, кроме диванов, сделана Владиславом: и кухонные шкафчики, и столы, и табуретки, и светильник, что висят под потолком в виде старинного тележного колеса. Даже оконные рамы Владислав изготовил сам и стекла в них вставил. Владислав - плотник. В составе бригады таких же, как он, рукастых людей, восстанавливает храмы. Эта бригада широко известна здесь, благодаря своей редкой специализации: она занимается исключительно возведением крыш. В день, когда я приехал в Углич, Владислав работал на верхотуре храма Благовещенского женского монастыре постройки семнадцатого века. Бок о бок с ним работал и его приемный сын. Это он научил парня с деревом работать.

Городская известность к сельской семье пришла из-за игрушек, которые они стали делать несколько лет тому назад. Вот они, выставлены передо мной на полу квартиры: разноцветные птицы причудливой формы средь группы разномастных славянских деревянных фигурок коней! Пестрая, веселая картинка! Фигурки выпилены из дерева Владиславом по эскизам Иры, а затем раскрашены ей. У Иры нет специального художественного образования. За спиной только художественная школа. Наверное, это детское увлечение, так бы и забылось в суете буден, если бы не Владислав. Он ее к художественным промыслам все пристраивал. Как-то Ирина расписывала на потоке в местной художественной артели матрешки. Когда контора обанкротилась, Ирина за неимением лучшего договорилась с одним торговым человеком расписывать ему в стиле «а ля-рюс» балалайки. Он их продавал на Волжской набережной туристам. За каждую балалайку Ира получала триста рублей. Наверное, Ира так бы и расписывала балалайки и плюс к этому работала в местном салоне оконных штор, если бы однажды ее здоровье не пришло в такой упадок, что пришлось забросить и балалайки и салон штор. Сын и Владислав по очереди брали отгулы, чтобы сидеть у ее постели. Думали – не поднимется, но выходили. Однако стало ясно, что работать более не по силам, а продавец балалаек завязал с торговлей на пристани. Как тут ни объявиться отчаянию и депрессии?

Владислав еще раз доказал, что спаситель Ирины.

Спасение пришло в виде деревянной птицы, которую Владислав выточил из куска сосновой доски. И предложил ее расписать Ирине. И еще он вырезал из дерева коня. Ира взяла в свои слабые от болезни руки кисточку и доброе настроение, свет в дом стали возвращаться.

Идея заняться изготовлением игрушек Владиславу подсказала атмосфера древности, в которой они живут. В Угличе кругом куда ни глянь – старина, история. Кони и птицы –древнейшие славянские символы. Птица - олицетворение весны, солнца. С деревянными птицами в старину по здешним улицам бегали деревенские ребятишки в Благовещенье и еще в пору Красной горки, когда справляли праздник возрождённого солнца. Что касается образа коня в культуре славянских народов - это, прежде всего символ, верности. Он хранитель домашнего очага, символ добра, и, конечно же силы! Разве конь может быть слабым?! Фигурки птиц и коней также играли у славян роль домашних оберегов. Славяне ставили их подле образов и на подоконниках в надежде, что они отгонят неприятности, принесут в дом счастье.

- Первые наши поделки разошлись по знакомым, - вспоминает Ирина. – Они разъехались вместе с их владельцами по разным городам.

Как-то Владислав отнес изделия в один их местных магазинов на продажу, но никто не заинтересовался! Конечно, расстроились, неужто игрушки так плохи? Перелом в отношении к их творчеству наступил неожиданно. Игрушки взял Угличский Информационный туристический центр. Долго там не простояли. Позвонили: «Ваших коней и птиц раскупили туристы из Питера и Москвы!» Теперь с этим Центром у них постоянные деловые отношения.

- Денег на наших игрушках много не заработаешь! - говорит Ирина. – Но не в деньгах счастье. Я всю жизнь мечтала заняться каким-то своим делом. И вот оно пришло ко мне. Не зря говорят: нет худа без добра.

Сейчас Ира и Владислав много работают. Вот-вот откроется летний сезон. Лето для Углича бойкое в отличие от зимы время. Летом Углич становится местом паломничества туристов, зимняя спячка с городка слетает, он оживает, преображается. Становится шумным, торговым, с утра до вечера над ним, в небе, переливается народное многоголосье. Вот и мастера –игрушечники тоже готовятся к сезону активных продаж.

Ира большей частью со свойственной ей художественной тщательностью занимается росписью изделий днем. Владислав вечером, трудится подчас до полуночи. «Для меня это отдых, всю усталость с работы сметает! Увлекательное дело - творить!» - объясняет он.

Для Иры игрушки – это вообще душевный спасательный круг. Ирина может неожиданно устать. У нее иногда немеют кончики пальцев, но все это отходит на задний план, когда она начинает расписывать изделия Владислава.

- Депрессия, отчаяние больше подрывают здоровье, чем болезнь, - делится своими мыслями Ирина. – Непросто было бы со мной, если не дело, которым я сейчас занимаюсь. Благодаря ему, вполне ощущаю себя счастливой.

Мысленно соглашаюсь с Ириной. Любопытная вещь случилась! История Иры подтверждение: древние славянские обереги работают! И еще как! Изготовленные Ирой и Владиславом игрушки реально принесли спокойствие в их дом, оберегли от отчаяния, добавили в семейную жизнь душевного тепла и смысла! А разве не есть настоящее счастье, если рядом с тобой любящий мужчина, если можно засыпать под тихие, похожие на журчанье ручья, звуки работы мужа резцами по дереву, утром просыпаться от шума его сборов на работу, а весь занимающийся день посвятить изготовлению древних русских символов, которые помогут и другим защититься от беды и приманить удачу?

Автор
Павел НИКИТИН
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе