В Москве открыли выставку «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом»

Москва как завороженная из XXI века смотрит на XVI. Недавно любовались в Пушкинском музее Караваджо, а с сегодняшнего дня – Кранахами. Быть может, в интересе публики к этим мастерам бессознательно проявляются сегодняшние мечты на реформацию и возрождение.


В разговоре про немецких художников всегда всплывают имена Дюрера, Гольбейна и Кранаха. Лукас Кранах Старший был самым предприимчивым и плодовитым из них. Организовал процветавшую в течение столетия мастерскую, руководить которой со временем стал его сын Лукас Младший, затем – внук и правнук. Писал в индивидуальной, легко узнаваемой манере. И кто знает, возможно, без него Реформация не прошла бы с таким ошеломляющим успехом.

Когда Мартин Лютер начал развивать свои идеи, его патронами были Фридрих III Мудрый, Иоганн Твердый и Иоганн Фридрих Великодушный. Находчивый Кранах Старший служил у всех троих саксонских курфюристов (князь, избиравший императора). Поэтому на выставке картины на религиозные и светские темы соседствуют с произведениями в поддержку нового учения.

– ГМИИ им. Пушкина продолжает серию международных проектов в честь 500-летия со дня рождения Лукаса Кранаха Младшего, – говорит директор музея Марина Лошак. – Экспозиция «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» впервые в нашей стране столь полно знакомит с наследием нескольких поколений семьи. О них следует говорить как о фактических родоначальниках Саксонской школы живописи, процветавшей на протяжении всего столетия. Мы показываем 48 живописных и более 50 графических произведений из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и частных коллекций.

Начинается выставка с инсталляции, в которой красуется дракончик с поднятыми крыльями и рубиновым колечком во рту. Это фамильный дворянским герб Кранахов. Уже в 36 лет Лукас Старший вознесся над основной массой мастеров своего времени, приблизившись к правительству, как в свое Боттичелли, Да Винчи и Тициан.



Самая яркая работа Лукаса Кранаха Старшего – «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)».
В ней важна каждая деталь. Виноград в руке Богоматери напоминает о человеческом воплощении Христа, принявшего муки и умершего на кресте во имя искупления первородного греха. Виноградная лоза означает «истинную Церковь Христову». Водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников. Пейзаж тоже символ: гора – духовное возвышение над мирской суетой; скала – непоколебимая твердость и нерушимость истинной веры.

Но центральное место выставки заняли «Венера и Амур» старшего из семьи. Античная богиня красоты и любви стоит нагая. Ее пышные бедра обвиты по диагонали прозрачной лентой. Благодаря низкой линии горизонта фигура Венеры выделяется на черном фоне. А у ее правой ноги притаился маленький Амур, натягивая тетиву лука.



– Поначалу Лукас Кранах Младший занимался повторением отцовских оригиналов, – рассказывает «МК» куратор выставки Вадим Садков. – Постепенно он начал отказываться от создания реплик и привнес в художественное решение своих работ немало новых деталей. По-новому расставил смысловые и стилистические акценты. Пристрастился к созданию произведений сравнительно крупных размеров. Но только после кончины отца его стиль сложился окончательно. Воплощение он получил в сравнительно новом для того времени типе картин-эпитафий. Их заказывали в основном богатые патрицианские семьи, исповедовавшие лютеранство.



Сильнее всего Кранах Младший отличился от отца в работе «Суд Париса».
Лысоватый старичок в латах будет заснувшего под деревом рыцаря в стальных доспехах. А перед ними – три обнаженные красотки. Из-за ствола выглядывает серый конь в богатой сбруе. Из облака Амур целится в одну из красавиц. В отличие от эталоновских произведений отца здесь нет яблока раздора. И пейзаж без кораблей в море и крепости на берегу, намекающих на события Троянской войны. Мастер изображает Париса не юным пастухом, а благородным рыцарем. К нему во сне являются Меркурий и три богини, «дабы тот для вынесения справедливого решения смог оценить все индивидуальные достоинства их тел».

Парис, Мадонна с младенцем, Венера с Амуром Кранахов переполнены любовью. Так современные реформация и возрождение тоже будут построены на любви.

Автор
Ксения Коробейникова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе