Русские с точки зрения внешнего эффекта оставляют французских коллег далеко позади. Они любят все весомое и неуклюжее: батареи центрального отопления, каменные ступы, четырехканальные видео. "Прятки" петербуржцев Ивана Плюща и Ирины Дрозд, возможно, самая интересная и показательная работа на "Vis-a-vis". Шкаф черного дерева с невероятно пошлыми позолоченными ручками и подсвечником скрывает остов старых "Жигулей" красного цвета. Останки популярного советского автомобиля играют в этом театре роль прошлого, скелета в шкафу, замаскированного безвкусным мещанским уютом относительно сытой современности.
В пару "Пряткам" хочется поставить не француза, но отечественный дуэт "МишМаш". В их инсталляции в булыжники японского сада камней встроены мигающие автомобильные фары. Сочетание несочетаемого, покоя и стресса, знакомо, наверное, каждому жителю большого города. Эти работы намного ближе французскому искусству 60-х годов прошлого века, "новому реализму" Армана и Жана Тэнгли, чем произведения молодых галлов. "Новых реалистов" у нас увидели и прочувствовали только в 80-е, а для французов они уже в далеком прошлом.
Неудивительно, что настоящего взаимопонимания между странами не возникло. Художник Бертран Лакомб, громадный лысый парень, отхлебывавший на открытии водку прямо из горла, признался, что "в русском искусстве мне чего-то не хватает, даже сам не знаю чего". Опрошенные корреспондентом "Ъ" русские художники подтверждали, что это чувство взаимно. Но сожалеть об отсутствии общего языка не стоит. Встречи двух культур плодотворны при условии, что они совершенно разные.
ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ
Коммерсантъ