В Рыбницах нашли… Версаль

Сегодня 85 лет со дня смерти замечательного русского скульптора, уроженца Ярославской земли Александра Михайловича Опекушина. Он родился в деревне Свечкино, рядом с селом Рыбницы, умер в Рыбницах, где и похоронен. Между этими двумя датами, как сказали бы сейчас, головокружительная карьера. Ученик лепщика из крестьянской семьи, он стал академиком. Памятники его работы – царям, учёным, первопроходцам земли русской – стоят по всей стране. А памятник Пушкину в Москве стал одним из символов столицы России.

Здание бывшей лепной школы в Рыбницах, созданной при участии самого скульптора, было поднято из руин несколько лет назад и сейчас восстанавливается как музей Опекушина. В статусе филиала Ярославского художественного музея оно с нетерпением ждёт окончания работ. Впрочем, заведующая филиалом Ирина Зенкина принимает посетителей и сегодня: знакомит экскурсантов с Рыбницами, приводит их на кладбище к могиле скульптора, рассказывает об округе, издавна поставлявшей мастеров-лепщиков в Петербург и Москву.

В ближайшее время посетители впервые смогут войти и внутрь дома. По словам Ирины Ивановны, реставрация уже в такой стадии, что музей можно открывать поэтапно.

Разработан тематико-экспозиционный план. Одно из помещений в соответствии с этим планом станет мемориальной комнатой скульптора.

– У нас есть старая фотография кабинета Александра Михайловича в Петербурге. Возможно, удастся воспроизвести какую-то часть этого кабинета. Есть фотографии родителей Опекушина и созданных им памятников. Найденные в архивах документы расскажут о пройденном им жизненном и творческом пути, – рассказывает она.

В самом большом помещении дома будет воспроизведён класс бывшей лепной школы с возможностью проведения в нём интерактивных занятий. Проще говоря, такой, где можно будет попробовать сделать что-то своими руками. В своё время местные жители передали в Ярославский художественный музей некоторые учебные пособия из лепной школы, хранившиеся в семьях: образцы лепного декора, бюст Аполлона Бельведер­ского.

Недавно фрагменты той лепнины отданы на реставрацию в единственное в своём роде в стране Суздальское реставрационное училище. Специалисты определили, что некоторые образцы выполнены не из гипса, а из белого пудожского камня – по сложности работы это на порядок выше. Заключение сделано на основе изучения характера эрозии. Наверняка это были пособия, привезённые в Рыбницы из Петербурга.

Поразительно, но вещи из Опекушинской лепной школы обнаруживаются у местных жителей до сих пор.

– Буквально минувшим летом одна бабушка говорит мне: «Пойдём, я тебе что-то покажу», – рассказывает Зенкина. – Приводит в свой чистенький дом и выносит огромный альбом «Пластические мотивы», изданный в Германии в 1911 году. Размер листов 70х50 см. Каждый представляет собой гравюру с образцами… лепнины Версаля. Галерея de glaces. Апартаменты Людовика XV. Интерьеры библиотеки Людовика XVI. Бабушка сказала, что это «из школы». Кто мог такую роскошь сюда привезти? Не исключено, что сам Опекушин. Возможно, к открытию лепной школы, которое состоялось в 1913 году.

Свидетельства распространённого когда-то в округе лепного промысла пережили все революции и войны и продолжают всплывать в самых неожиданных местах. Вслед за альбомом с красотами Версаля Ирина Ивановна демонстрирует мне ещё одну свою недавнюю находку. В одной из деревень в окрестностях Рыбниц к стене старого дома была прикреплена точёная из камня фигурка купидона. Возможно, её прихватил из Петербурга кто-то из мастеров, а может быть, мастер украсил своё жилище собственной работой (на снимке).

В Рыбницах есть дом, в разрушенной половине которого сохранились потолки в виде лепных медальонов с изображением сцен в классическом стиле. Посетители музея Опекушина немало удивятся, увидев здесь, в селе, мебель, одежду, посуду, предметы совершенно не крестьянского быта вроде кружевного зонтика. Один из трёх залов, которые готовы открыть в первую очередь, будет посвящён поэтому землякам Опекушина, забытым, а в большинстве своём и вовсе не известным лепщикам, корни которых на этой земле. Их руками украшены дворцы обеих столиц, Ирине Ивановне удалось восстановить некоторые имена и династии – память о них, конечно, не должна исчезнуть бесследно.

Много загадок остаётся ещё и в творчестве самого Александра Михайловича Опекушина. Ярославский краевед Александр Геннадьевич Пенкин нашёл в Интернете сообщение об интернет-аукционе, на котором в числе прочих была выставлена работа Опекушина. Стоимость лота 3600 долларов США. Фотографию он передал в музей – по словам Зенкиной, она увидела эту работу впервые. Сейчас мы рассматриваем её вместе: небольшая вещица для украшения стола или камина, на каменном основании бронзовые скульптурки двух медведей. Пепельница? Просто красивая безделушка? На камне воспроизведён автограф Опекушина. Известно, что скульптор создавал не только масштабные памятники, но работал и в мелкой пластике. Мечта искусствоведов и Ирины Ивановны Зенкиной тоже – найти серебряную модель памятника Пушкину, выставленную когда-то на аукционе Сотби. На мой вопрос, не появилось ли каких-то следов «серебряного Пушкина», ответ прозвучал так:

– Пока не нашли. Ищем.

Тем временем музей в Рыбницах (то бишь здание бывшей лепной школы) начал очередной сезон реставрационных работ. Насколько плодотворно будет использовано наступающее теплое время, зависит от финансирования.

Основное уже сделано. Двух­этажное деревянное здание выпрямлено и укреплено. Восстановлено двухэтажное деревянное крыльцо. На окнах есть рамы, карнизы. В двух экспозиционных помещениях сделаны чистые полы. На первом этаже выложены все печи. Сейчас идёт отделка стен гипсокартоном.

В изданном недавно красивом проспекте Ярославского художественного музея помещены фотографии опекушинских мест и написано, что музей откроется к 1000-летию Ярославля.

Необходимые для этого средства несравнимы с масштабными затратами на юбилейные стройки. Тем более, если, как предлагается, вводить музей в строй поэтапно.

Мне кажется, нам всем ещё предстоит осознать главное. Как только музей Опекушина откроет двери перед первыми посетителями, в тысячелетнюю историю города, о которой рассказывают сегодня туристам, сразу будет включено всё левобережье. Дорога в Рыбницы проходит через некрасовское Грешнево. Не всем иностранцам интересен Некрасов, но узнать об авторе памятника Пушкину в Москве захотят многие. Что уж говорить про наших (в широком смысле этого слова) – они потянутся сюда наверняка.

В прошлом году на лужайке рядом с будущим музеем впервые был отмечен день рождения Пушкина. Благодаря Опекушину Ярославль ведь получает право войти в золотой венок пушкинских мест России, говорили собравшиеся здесь искусствоведы, библиотекари, историки.

Люди, причастные к созданию этого музея, готовы сделать всё, чтобы максимально приблизить его открытие. Пусть не всего сразу, а хотя бы его первой очереди. Больше всех этого ждет Ирина Николаевна Морозова, чей дом в двух шагах от него. Правнучка Опекушина, она – техник-смотритель музея и его ангел-хранитель.

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе