Выставка, расположенная на 2-м и 3-м этажах Инженерного корпуса, охватывает широкий временной промежуток — от XIII века до наших дней. Это позволяет проследить эволюцию взглядов художников на способы оформления своих произведений.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе, куратор выставки Татьяна Карпова надеется, что экспозиция поможет зрителям понять «философский и метафорический смысл рамы».
Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ
Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ
Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ
— Художники делегируют раме очень важные функции. Часто еще на стадии графического эскиза авторы задумывались о ее ширине, форме, стиле. Я надеюсь, что выставка станет открытием рамы и позволит оценить ее не только как произведение декоративно-прикладного искусства, — отметила куратор в разговоре с «Известиями».
Зачастую живописцы создавали обрамление, перекликающееся с сюжетом картины или отдельными элементами изображения. Так, рамы в стиле неогрек с полосами в виде меандра и лепными лавровыми листьями органично дополняют полотна «Оргия времен Тиберия на острове Капри» Семирадского и «Освящение Гермы» Бронникова.
Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ
Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ
Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ
Но не все авторы имели возможность тщательно продумывать оформление своих картин. Работы придворных художников вне зависимости от их содержания помещались в роскошные произведения декоративно-прикладного искусства, соответствующие интерьерам великосветских покоев. Поэтому драматическое «Бегство» Виллевальде оказалось окружено помпезной золоченой рамой с цветочным узором.
Среди экспонатов можно увидеть и пустые рамы, являющиеся гордостью фонда художественных рам Третьяковской галереи. Это не только массивные образцы с искусной резьбой по дереву, но и редкие рамки для фотографий в стиле модерн.
Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ
Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ
Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ
Необычным является решение организаторов выставки внедрить в ее структуру экспонаты из постоянной экспозиции галереи — «Неравный брак» Пукирёва, «Христос в пустыне» Крамского, «Апофеоз войны» Верещагина, «Демон поверженный» Врубеля, «Ожерелье» Борисова-Мусатова и др. Шедевры остались на своих привычных местах, поэтому желающим узнать, как они сочетаются с рамами, придется совершить переход из Инженерного корпуса в главный.
Выставка продлится до 30 ноября.
Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ
Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ
Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ
Ольга Завьялова
Известия