Вкусный дискурс

Два новых музея современного искусства восполняют лакуны артжизни Санкт-Петербурга

Творческие биографии двух новорожденных музеев современного искусства в городе на Неве, Нового музея и «Эрарты», начинаются почти одновременно, с июня нынешнего года. Оба музея расположены в несуетном и созерцательном месте -- на Васильевском острове. Остров давно уже прошел обряд артистической инициации благодаря присутствию на нем институции с великой биографией -- Санкт-Петербургской академии художеств. И Новый музей, и «Эрарта» появились по воле частных меценатов. У обоих интересные фонды, амбициозные планы, шанс достойно выполнить просветительскую миссию в отношении истории искусства новейшего времени. Схожи и их проблемы.

Сперва о хорошем. Оба музея, по сути, восполняют пробелы в полноценной и сложной картине художественного процесса второй половины прошлого -- первого десятилетия нынешнего века. Пойдем в Русский музей. Что после авангарда и Дейнеки в постоянной экспозиции увидим? Немного. В Мраморном дворце угнездился филиал ГРМ. Там экспозиция «Музей Людвига»: чуть-чуть сливок мирового модернизма второй половины XX столетия. И все. Где посмотреть хотя бы краткую историю неофициального искусства 1960--1980-х годов? Где узнать о тенденциях российского искусства 1990--2000-х? Теперь есть Новый музей. В нем эти периоды можно увидеть стереоскопическим зрением: рельефно, фактурно, четко, в правильном фокусе.


Далее... Как историк искусства я всегда задавался вопросом: какой художественной жизнью жила Россия помимо официоза и неофициоза? Ну в Москве известно направление «левый МОСХ» (либеральное крыло Московского союза художников), тонким исследователем которого был скончавшийся в начале августа профессор Александр Морозов (светлая память). Еще знакомы и привечаемы столичные и подмосковные художники-автодидакты, мастера наивного жанра, не желавшие сбиваться в стаи по политическим и даже творческим принципам, альтернативные всяким брендам и трендам. Что же, в Санкт-Петербурге и других городах подобного не было и нет? «Имеется», -- отвечает музей «Эрарта» и предлагает знакомство с двумя тысячами экспонатов.

В принципе оба музея подтверждают, что в сегодняшней России масштабная культуртрегерская работа может выполняться по частной инициативе. Это повод для радости, но не для профессиональной эйфории. Радость в том, что «вкусный дискурс» -- общение с частным вкусом -- всегда обаятелен. Разговор доверительный, и эмоции искренние. Большинство предметов искусства не случайны, они, что называется, «олюблены» владельцем. Потому посетителю удается счастливо избежать «правильности» восприятия, иссушающей контакт с живыми образами. Однако-однако. Придется быть занудой и пробурчать: частные музеи изумительны, когда они блестяще комментируют уже сложившийся и вписанный в культурную традицию гипертекст (им могло бы стать собрание новейшего отдела Русского музея, будь оно сформировано по аналогии с Центром Помпиду, МоМА, или галереи такого масштаба, как Тейт, Гуггенхайм). Когда же такого «гипертекста» нет, то сразу обнаруживается обратная сторона «вкусного дискурса»: волюнтаризм в акцентах, в определении значимости того или иного явления, неравноценность отвечающих за важные периоды новейшего артпроцесса вещей.

В большей степени эти претензии можно адресовать музею «Эрарта», владельцы которого, видимо, слишком уж отчаянно увлеклись поточным приобретением всего, что удовлетворяет выбранным директором Михаилом Овчинниковым критериям (они тоже, мягко говоря, эскизны -- «свобода, оригинальность, мастерство»). В результате пять гигантских этажей бывшего комитета советской партноменклатуры напоминают гигантский депозитарий, в котором хранится все и сразу, а навигация, чтобы не заблудиться, не задана.

В меньшей степени эти претензии относятся к Новому музею, организатор которого, Аслан Чехоев, заручился хорошей профессиональной поддержкой благодаря давним контактам с известными мастерами и исследователями неофициального искусства.

Возможно, «вкусный дискурс» частных музеев особенно питателен, когда таких музеев много, когда выходит нечто вроде мозаики, из которой собирается чаемая объективная картина истории искусства.

Сергей ХАЧАТУРОВ

Время новостей
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе