Вначале был цвет

«Я знаю, что я ничего не знаю», вслед за Сократом повторила я, очутившись на выставке произведений живописи в Ярославском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. В экспозиции представлены работы, выполненные в совершенно новом направлении, - контемплативизме. Выговорить - и то трудно, не то что понять.

Это течение достаточно распространено в мире живописи. Группа художников, которая привезла в Ярославль около пятидесяти произведений, объединилась в 2003 году. Свою экспозицию они назвали «SOPHIA», взяв за основу понятие «мудрость», близкое разным национальным культурам.


В группу вошли художники из России, Украины, Германии, Италии и Швейцарии. На открытие выставки в Ярославль приехали две художницы из Санкт-Петербурга - Анастасия Боронина и Татьяна Гейдеко (на снимке). 

К «созерцательной» живописи они пришли по-разному.

Анастасия с детства рисовала, участвовала во всевозможных конкурсах, и, в принципе, ей было уготовано классическое художественное образование, не случись её отъезда за границу. Там она встретилась с художником Геральдом Вагнером, который и объяснил ученице, что цвет первоначален. Сам он более сорока лет занимался экспериментом с цветом.

Зато Татьяна Гейдеко к живописи пришла уже зрелым человеком. По образованию она психолог, много практикует. В какой-то момент поняла, что в общении с клиентами ей недостаточно слов. Однако термин «арт-терапия» - решение ряда психологических проблем с помощью занятий живописью - ей был знаком. Так Татьяна Гейдеко стала художником-контемплативистом.

- Реалистическая живопись меня никогда не привлекала даже как зрителя, а способность выражать свои эмоции с помощью цвета - совсем другое дело, - говорит Татьяна. 

Примечательно, что все пациенты Татьяны Гейдеко также становятся адептами нового слова в живописи. 

В экспозиции «SOPHIA» присутствуют работы швейцарской художницы Беттины Мюллер, немецких живописцев Маркуса Майера, Себастьяна Голлуба и Кристианы Усадель, Инна Николаева представляет в содружестве контемплативистов Украину. Объединённые лидерством цвета над формой, художники тем не менее создают совершенно разные по характеру и сюжетам полотна. Если западные «созерцатели» просто медитируют, наблюдая за тем, как один цвет перетекает в другой, то российским последователям этого направления всё-таки нужна точка опоры в виде хоть смутного, но конкретного образа. 

Татьяна Гейдеко поделилась с нами, что реакция зрителей бывает самой полярной: от полного неприятия до восторженного погружения в новые ощущения. Одно можно сказать совершенно точно: на беглый просмотр, мимоходом, эти картины не рассчитаны. Каждое полотно предполагает диалог со зрителем. 

Впрочем, каждый желающий сможет не только посмотреть, что это за искусство такое, но и попробовать себя в качестве живописца: в течение четырёх дней - 18, 20, 21 и 22 августа - участники международной художественной выставки «SOPHIA» проведут мастер-классы для всех желающих.

Лариса ДРАЧ

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе