Впали в детство

В уходящем году Юрий Норштейн, один из самых необычных отечественных мультипликаторов, отметил 75-летие. 

Этому событию посвящена экспозиция «Каждый вечер перед сном», открывшаяся на днях в Галерее «На Солянке». 


Кураторы решили повременить с грандиозной ретроспективой и познакомить публику с малоизвестной страницей творческой биографии мэтра. Проект рассказывает о заставке к передаче «Спокойной ночи, малыши!», созданной вместе с художником Валентином Ольшвангом, и идеально вписывается в каникулярное время — томное, праздное, когда хочется хотя бы ненадолго вернуться в беззаботное детство.

Судьба заставки, выдержанной в фирменном норштейновском стиле — чуть странном, со множеством деталей, укутанных легкой дымкой в духе леонардовского сфумато — увы, оказалась не слишком счастливой. Маленькие зрители могли наслаждаться ею недолго, с 1999-го по 2001-й, после чего, помыкавшись по разным каналам, творение Юрия Борисовича исчезло навсегда. Говорят, мультфильм посчитали чересчур сложным для юных умов. И не слишком веселым.

Процесс работы над двумя с лишним минутами экранного времени представлен в нескольких залах галереи. Задачей организаторов было раскрыть мультипликаторскую «кухню». Например, поиски облика главной героини. На стенах — вдохновлявшие Норштейна образы: от православной Богоматери и католической Мадонны до фотографии неизвестной юной особы.

— Девочку мы собирали буквально по частям, — объяснил во время краткой экскурсии Юрий Борисович. — Мой коллега Иван Максимов однажды пришел на студию с рыжей барышней. Я говорю: «О, наша! Давай сфотографируем». Впрочем, она была не единственным прототипом. Здесь показаны репродукции Леонардо да Винчи, Валентина Серова. Каждая деталь имела определяющее значение. Ведь у девочки много ролей: ребенок, хозяйка, мама, бабушка, подруга… И Мадонна.

На выставке можно увидеть различные этапы работы над «Спокойкой», как называет ее Норштейн: от подробных раскадровок до готовых коллажей, «участвовавших» в съемках. Есть и фотографии самой команды, создававшей мультфильм. Документы убеждают: творческий процесс — штука непростая.

— Иногда я начинал орать, — со смехом вспоминал темпераментный Норштейн, — однако оператор Александр Жуковский всегда сохранял спокойствие. Говорил: «Юра, ну что ты кричишь! Если бы я был роженицей, уже бы родил».

«Неканоническую» заставку можно рассматривать часами: изучать заваленные безделушками комнатки героев, щегольской костюм зайца — воротник-горгеру и часы на цепочке. «Норштейновское чаепитие», с которого начинается мультфильм, воспроизведено в виде инсталляции. В центре одного из залов водружен стол с чашками и сладостями, в том числе банкой сгущенки: ее, чавкая, уплетал киношный мишка. Вокруг сидят плюшевые звери. Не хватает лишь рыжей девочки. Правда, ее черты обнаруживаешь в лицах многих прекрасных посетительниц.



«Каждый вечер перед сном»



Автор
Ксения ВОРОТЫНЦЕВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе