24 сентября 2012 ● Дарья Курдюкова
Дом, в котором я живу» – оммаж Параджанову-художнику. Название Марина Лошак придумала для него, Параджанова, и для своего стартового проекта на посту арт-директора МВО «Манеж». А выставку сделала с Завеном Саркисяном, директором Музея Параджанова в Ереване. Параджанов «Новому Манежу» помог больше, чем тот ему.
Кажется, что Параджанов все время спешил. А еще у него был жуткий (так вспоминают некоторые знавшие его) характер, он признавал себя гением. Выставку тоже готовили в спешке, но ей это оказалось вовсе не к лицу. Параджанов, как сказал бы Хёйзинга, был Homo Ludens – оттого, видно, и встречал вернисажную публику охранник, облаченный визирем. В нем самоиронии не ощущалось, а в параджановском манекене в соседнем зале в удмуртском красно-белом облачении, с клеткой на голове и сидящей на ней птицей (ну, разумеется, она свободна!) – да. Хотя это был 1985 год – восемь лет после заключения и пять лет до смерти.