Выставка «Два императора»: Подглазурный патриотизм

Музей декоративно-прикладного и народного искусства открыл выставку «Два императора», собранную из частных коллекций. Скромную, эклектичную, наверняка похожую на все будущие выставки о войне 1812 года

Музей на Делегатской улице давно не радует публику интересными делами, но всюду жизнь, и здесь она проистекает на удивление продуктивно. Выставка про исторические отношения Наполеона и Александра — оба Первые — соседствует с предаукционной выставкой торгов, которые проведут сам музей и ООО «Русская эмаль».

Соседство такое смущает — музеи сотрудничают с частными коллекционерами и пускают в свои стены выставки аукционных домов, но связь между просветительством и антикварным рынком так вот прямо заявлять не принято.


Торговать будут именно тем, что и показывают на выставке «Два императора»: тиражной графикой, портретами, бюстами и фарфором — все на тему нашей великой победы «над французом». Причем выставленные на показ и продажу произведения не обязательно относятся к началу позапрошлого века, многие созданы к предыдущему большому юбилею Отечественной войны, отпразднованному в 1912 году. Так что надеяться увидеть на «Двух императорах» только ампир не стоит. Рядом с высокими (в меру) образцами Севрской мануфактуры и петербургского Императорского фарфорового завода показаны демократичные тарелки «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова», где подглазурное изображение французского императора радует розовостью щек и губок.


Можно даже сказать, что предаукционная коммерческая выставка сделана чище, чем бескорыстная музейная. По крайней мере, там нет произведений вроде картины на тему Тильзитского мира, написанной три года назад, и невозможного для музейного экспонирования предмета «Бюст Александра I. Современная копия».


Такие казусы можно объяснить только сюжетом, который должен отличать «Двух императоров» от просто показа достойной коллекции Александра Вихрова (большая часть экспонатов принадлежит ему). Сюжет не то чтобы оригинальный, сравнение императоров проводилось не раз (последний, как помнится, на Антикварном салоне в Центральном доме художника), но все же. А вещей с Александром на выставке не то что меньше, чем с Наполеоном, но они не такие выразительные. Что делать — французский император в популярности превосходит российского, и эта популярность пагубна для его величия: на выставке есть и чернильница с профилем Бонапарта, и другие спекуляции на узнаваемости маленького капрала.

Ольга Кабанова

Ведомости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе