Выставка Фриды Кало в Петербурге: картины мексиканской художницы смогут увидеть только 180 тысяч посетителей
35 картин, рисунки, сотни фотографий и даже костюмы. Посмотреть на все это можно будет в Музее Фаберже.35 картин, рисунки, сотни фотографий и даже костюмы. Посмотреть на все это можно будет в Музее Фаберже
Выставку можно смело назвать уникальной – до сих пор в Россию привозили буквально по одной картине. А сейчас в Петербурге покажут абсолютно все картины, у которых есть «выездная виза» - некоторые полотна запрещено вывозить за пределы Мексики.
– Это единственная крупная коллекция, которая может перемещаться по миру, – говорит куратор выставки, Екатерина Лопаткина.
Работы Фриды Кало, которые завтра увидят петербуржцы и гости города, готовили к показу в одном из европейских музеев. Незадолго до открытия выставку по неназванным причинам отменили. На переговоры с организаторами ушел почти год. Что, впрочем, нормальная практика: Эрмитаж тоже сумел выставить картину Ф. Кало «Автопортрет с обезьянкой» только после многомесячных диалогов.
Не меньшей проблемой стала и доставка произведений искусств в город на Неве. По мексиканским законам, вместе можно перевозить не более десяти культурных ценностей. И, чтобы доставить в Петербург 35 картин, понадобилось четыре рейса.
Каждый экспонат был упакован в персональный деревянный ящик. Рамы, прочные стекла, внутренний «скелет» и слои мягкого материала берегли ценный груз от возможных повреждений. После доставки картины и рисунки целые сутки выстаивались в помещении закрытыми, «отдыхая» от долгой дороги и адаптируясь к новой температуре и влажности.
За всеми перемещениями, распаковкой и развешиванием полотен строго следила Хозефина Гарсиа – сотрудница музея Долорес Ольмедо.
ТОЛЬКО ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Организаторы уверены: экспозицию «Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики» ждет небывалый ажиотаж. И, чтобы избежать петербургского аналога очереди на Серова, в музее приняли меры.
– Чтобы пропустить максимальное количество посетителей, мы отменили групповые экскурсии. Кроме того, мы ограничили продажи билетов – не более двух тысяч посетителей за день, это максимальная пропускная способность музея, - рассказывает директор музея Фаберже, Владимир Воронченко.
Группы туристов из других городов будут гулять по музею после его закрытия – для них организуют отдельные экскурсии. Кроме того, посмотреть и на картины Фриды Кало, и на постоянную экспозицию музея по одному билету не получится.
Меры жесткие, но зато у посетителей будут практически индивидуальные экскурсии – чтобы отвечать на вопросы публики, в зале будут дежурить 15 специалистов. К тому же времени для того, чтобы успеть на выставку, достаточно – она будет работать до 30 апреля.
И, кстати, учтите: выставка рекомендована для посетителей старше 18 лет.
СПРАВКА «КП»
Где: музей Фаберже, набережная реки, Фонтанки, 21
Режим работы: ежедневно с 10.00 до 20.45, выходной - пятница
Цена билетов: 450 руб.
Асхат БАРДЫНОВ http://www.spb.kp.ru/daily/26488/3357390/
Выставка-ретроспектива Фриды Кало открывается в Петербурге
В Петербурге открывается выставка, которая способна вызвать не меньший ажиотаж, чем экспозиция Серова в Третьяковке. В Музее Фаберже на Фонтанке открывается выставка-ретроспектива «Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики». Помимо трёх десятков работ художницы, публике покажут более ста ее фотографий и даже костюмы. Собрать выставку Кало крайне сложно – за её работами мировые музеи выстраиваются в очередь. Так что петербуржцам очень повезло.
На выставке-ретроспективе в Музее Фаберже нет и намека на эпатажность художницы, всё подчеркнуто торжественно. Еще бы – впервые в Россию привезли такое количество оригинальных работ Фриды. Большая часть ее коллекции объявлена национальным достоянием Мексики и не может покидать страну. Даже те крупицы – 35 произведений, которые гастролируют по миру – перевозят с беспрецедентной осторожностью.
«Оказывается, перемещать можно только по десять картин в сопровождении постоянного человека. Мы вынуждены были четырьмя самолетами все это высылать. Сопровождающие должны были неотлучно находиться при картинах», – рассказал директор Музея Фаберже Владимир Воронченко.
На переговоры и доставку картин ушел ровно год. Одна из самых знаменитых работ – автопортрет «Сломанная колонна» – убрана цветами и выставлена в центре зала.
«Это манифест стойкости, силы духа, и в то же время, самая известная ее картина о страданиях не только физических, но и душевных», – подчеркнула куратор выставки, заместитель заведующего отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Екатерина Лопаткина.
Сломанная колонна – это изувеченный позвоночник Фриды. В 18 лет она попала в аварию: автобус протаранил трамвай. Покалеченная, она не сможет нормально передвигаться, не сможет родить ребенка. С этого момента вся ее жизнь превратится в бесконечное болеутоление.
«Во время этой аварии штырь, металлический поручень, пронзил ее насквозь, сломал позвоночник, таз, ребра, ключицу. И женщина с этим жила, многие картины она рисовала лежа в гипсовых корсетах на растяжках», – пояснил Владимир Воронченко.
Феномен Фриды в том, что про неё все всё знают. Ее картины – это, собственно, дневник ее жизни. Колоритный, грубый, наивный и сюрреалистичный. Как говорила сама Фрида, в ее жизни было две аварии: одна – когда автобус врезался в трамвай, а вторая – это Диего. Диего Ривера, муж Фриды. «Несколько царапин» – это реакция на известие о том, что супруг изменил ей с ее же сестрой. Жертва – окровавленная Фрида, убийца – с лицом Диего. Из-за этой картины, а также из-за «Больницы Генри Форда» на выставку не пустят тех, кому не исполнилось 18.
«Те, кто придут, должны помнить, что это возможность в первую очередь увидеть такую Фриду, какой она была на самом деле, не фотографию с обложки модного журнала, а ту, какой она была на самом деле», – подчеркнула Екатерина Лопаткина.
Лувр еще при жизни Фриды купил один из ее автопортретов, сегодня ее картины стоят миллионы. Страховую стоимость коллекции, которую покажут в Петербурге, организаторы не сообщают. Для истинных поклонников она бесценна. Художница умерла в возрасте 47 лет, напоследок записав в дневнике: «Я весело жду ухода и надеюсь никогда не возвращаться». И подпись: «Фрида».