Выживаемость канона

Искусство как способ сохранения базовых ценностей


В Мраморном дворце Санкт-Петербурга проходит выставка молодого российского художника Алексея Морозова. Несмотря на то что Морозов не слишком известен в России (его выставочная история совсем короткая и ограничивается в основном участием в больших проектах типа Арт-Москвы или Ярмарки изящных искусств в Манеже), проект оказался на удивление достойным и любопытным. И не только из-за статусной площадки Русского музея и уважаемого куратора (выставкой занимался заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский). А из-за того, что творчество художника заметно выбивается из общих тенденций в современном российском искусстве, обладая самобытностью, смыслом и мастерством.


Наверное, не ошибусь, если скажу, что сегодня в мире искусства царят два направления – либо сугубо декоративное, либо остро концептуальное. Второе пестуется небольшой группой кураторов и галеристов, правящих бал при сравнительно маленьком российском арт-мире в целом. Из категории ценностей искусства давно и упорно вытесняется собственно мастерство художника, то, чему некогда учила Академия художеств, десятилетиями передавая навыки и опыт, и за что мы любим старое искусство. В мире современном во главу угла ставится инновация, что неплохо, но ограничено. И в этом смысле работы Морозова, апеллирующие к истории искусства и отличающиеся профессионализмом с точки зрения формы и техники создания произведения, заметно выделяются.


Проект называется Antologia и вспоминает Pax Romana, «римский мир», с одной стороны, период стабильности и расцвета Римской империи, с другой – время войн и жестокого подавления огромных римских провинций. Морозов не прибегает к прямым цитатам, он берет историю (и историю искусства в том числе) за основу, развивая на ней свой собственный мир. Может быть, поэтому его Коры выглядят такими современными. Все они портретны (художник писал их с конктреных людей), но в то же время идеализированы. В традициях классики строги анатомически, но снабжены странной военной атрибутикой. Она отчасти напоминает римскую историю, отчасти вызывает ассоциации с другой империей – Советской, также обратившейся к классическому наследию, по-своему переработав его для целей тоталитаризма, – а в чем-то и вовсе призывает гуманистическую фантастику этой же эпохи, каких-нибудь братьев Стругацких.

Женские персонажи – и хрупкие человеческие существа (ранимость подчеркивает или нагота, или тонкие свободные одежды) и одновременно богини, воинственные Минервы. Получившиеся образы монументальны и статичны во времени, выхвачены не из момента, а из вечности. Это ощущение вневременья придает и щедро используемый золотой цвет – еще один оммаж истории искусства, достаточно вспомнить византийское искусство (выросшее из античности) с его теорией божественного света. А портреты девушек в военной форме, полусовременной-полуантичной, с устремленными сквозь зрителя взглядами и помещенные на золотом фоне – фаюмские портреты сегодняшнего времени.

Очевидное глубокое знание наследия истории искусства – то, что безусловно привлекает в работах Морозова. Простые на первый взгляд образы, не требующие объяснений (и не имеющие к концептулизму никакого отношения), рождают целый ряд аллюзий, отголосков. С классическим Морозов обращается очень бережно, без доли иронии, осуждения или откровенной стилизации. Небольшая бронзовая скульптура – загородительный военный еж, на балках которого – лента классического орнамента и буквы SPQR, аббревиатура, которой исписан весь Рим – Senatus Populusque Romanus, Сенат и народ римский. Лаконичная емкая работа, которая вызывает целый поток ассоциаций и эмоций.

На выставке много рисунков сепией, с одной стороны, отсылающих к образам античных атлетов и культу физической красоты, с другой – напоминающих академические натурные штудии. В них особенно четко проявляется школа – Морозов учился в Институте имени Репина в Санкт-Петербурге и в Институте имени Сурикова в Москве на скульптора, и эти скульптурность, материальность, тактильность формы чувствуются во всех его работах.


Важна тактильность и в скульптуре, поэтому художник часто выбирает для своих работ не только традиционные материалы – бронзы или камень, но и современные. Для формовки он использует полиуретан, который передает все особенности фактуры созданной модели и в этой связи близок к глине. В качестве основы и в скульптуре, и в живописи применяет кевлар, высокопрочный материал, который помимо прочего используют в бронежилетах. Вот такое единство темы даже на уровне материала.

Что уж говорить о том, что Морозов работает над своей темой уже много лет, черпая из нее вдохновение и находя все новые смыслы. Идея, за которую он борется, монументальна – в основе всей европейской цивилизации лежит греко-римкий фунтамент. «Все современное мироустройство, – говорит художник, – проекция тех латинских институций, и европейцам нельзя забывать о своей идентичности». Но сегодня «происходит процесс обвальной девальвации эллинистических ценностей, потеря структурно-базисного элемента». Против этого разрушительного процесса, по всей видимости, и направлен весь проект.


Так прокомментировал проект Александр Боровский: «Неоклассическая линия всегда интересна в современном искусстве. Морозов, – великолепный рисовальщик, и в отличие от многих других у него еще что-то есть в голове. Он придумал свое собственное отношение к античности, Средиземноморью. Это не бесконечная посмодернистская цитатность, надоевшие текстуальность и концепция. Все это живое, прикопано в песок, его можно потрогать. И речь здесь идет о выживаемости канона».


Юлия Виноградова, Санкт-Петербург-Москва


Независимая газета


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе