«Юмор пронизывает его творчество, это фантасмагорическое восприятие реальности!»

Казанцы ликовали на открытии выставки Даниила Кудряшова — звезды арт-Рунета. 

Фотоистория в 29 кадрах


«Казань еще будет гордиться, что одной из первых провела персональную выставку Даниила Кудряшова», — убежденно говорили друг другу гости на открытии выставки «Пацан и вечность» в галерее современного искусства «БИЗОN». Юмористические, философские и сюрреалистичные работы 23-летнего московского художника широко цитируют в соцсетях, а казанские зрители могут проследить на выставке всю эволюцию его творчества — от первых этюдов до самых последних творений. О том, почему работы из серии «Полезная живопись» пользуются такой популярностью у коллекционеров, о создании инсталляции «Социальный мост» специально для казанской выставки и казанских блогерах, которые пришли на открытие в спортивках, — в фотоистории «БИЗНЕС Online».

В галерее современного искусства «БИЗON» открылась новая выставка «Пацан и вечность» — на двух этажах представлены работы перспективного московского художника Даниила Кудряшова, уже завоевавшего большую популярность в Рунете благодаря оригинальному взгляду на российскую действительность.


Открытие собрало аншлаг. Более 100 гостей первыми оценили новую экспозицию и могли лично поговорить с автором. «Важно понимать, что Даниил не высмеивает своих персонажей и очень бережно и с большой любовью относится к ним, — сказал в приветственном слове куратор выставки Александр Шагулин. — Герои картин, каждый по-своему, заняты самосовершенствованием, они мечтают о лучшей жизни. Да, иногда это приобретает форму китча, на которой Кудряшов с трогательной иронией делает акцент, но важно подчеркнуть — это выставка о российской мечте и загадочной территории, на которой мы живем».


А зрителей становилось все больше — самых разных возрастов. Молодая аудитория уже знакома с творчеством Кудряшова, ведь многие его картины «завирусились» в соцсетях, а для тех, кто постарше, его работы стали открытием. 


Особое внимание гостей заслужила инсталляция «Социальный мост». Кудряшов специально приехал в Казань за пять дней до открытия и создал ее к выставке. Сюжет был позаимствован у одноименной картины — первоисточник казанские зрители тоже могут увидеть на выставке. 


Так выглядит инсталляция «Социальный мост». На лавочку можно садиться, но специальная табличка предупреждает о том, что делать это лучше аккуратно: «Пацанов не трогать. Присесть можно». Работа посвящена сильным визуальным кодам, которые объединяют всех россиян, — в данном случае это березка, сплотившая человека в дорогом костюме и гопника. «Все мы сидим на одной лавочке цвета российского триколора, и между нами больше общего, чем может показаться на первый взгляд», — объяснил Кудряшов.


Началась экскурсия. Даниил обратил особое внимание гостей, что выставка носит ретроспективный характер: «Так здорово, что экспозиция открывается моими ранними работами — этюдами, а завершается картинами, которые были созданы уже в этом году».


Вот первые этюды Кудряшова. Художник рассказал, что в самом начале творческого пути поставил себе цель — писать по одному этюду в день. Теперь самые любопытные работы, на которых молодой автор демонстрирует крепкую академическую живопись, представлены в галерее «БИЗОN».


Даже на лестнице между двумя этажами представлены экспонаты, а сам лестничный пролет на время выставки превратился в своеобразный подъезд. Здесь на стенах, выкрашенных в узнаваемый зеленый цвет, представлены камни мудрости…


…Вот один из них. «В египетском крыле Эрмитажа я подумал — интересно, а как самовыражались пацаны в древние века, когда не было „Твиттера“ и статусов во „ВКонтакте“, — рассказал гостям Кудряшов. — Мне кажется, что они могли бы делиться мудростью, высекая ее именно таким образом — в камне». Кстати, раскроем секрет — камни сделаны из пенополистирола (строительный утеплитель), но выглядят как настоящие былинные камни. 


Даниил на фоне работы, название которой было масштабировано до названия всей выставки, — «Пацан и вечность». На ней обычный парень с района стоит рядом со скандальной скульптурой Урса Фишера «Большая глина». «Возможно, герой картины проникся истинным замыслом автора, который хотел показать нам, что даже из самого сырого материала впоследствии можно слепить нечто стоящее», — написано в аннотации к выставке. Ее, кстати, рекомендуют читать всем зрителям для полного погружения в художественный мир Кудряшова.


Экскурсия на втором этаже. Если на первом упор сделан на исследовании загадочной российской территории, то затем зрители могут увидеть коллекцию колоритных персонажей. Их художник постепенно начал внедрять в свои пейзажи, и в какой-то момент эти образы стали главными действующими лицами на полотнах.


Гостям предложили обратить внимание, что многие картины подкреплены табличками с историями, которые придумал сам Кудряшов. Особо первым зрителям полюбились сюжеты о коллекторе Димасике и молодом человеке, который не успел похудеть к лету. Часто референсами для работ служат старые фотографии из соцсетей (вспомните «ВКонтакте» времен начала 10-х годов) — на них нет фильтров, попыток снять себя с «правильного» ракурса, создать искусственную красоту. 


На втором этаже экспозиция символически начинается с работы «В люди» (на фото) — она фиксирует желание обычного человека «с района» стать лучше себя прежнего…


…И, хотя часто эти порывы приобретают форму откровенного китча (как в масштабной работе «Комната Волкова», которой завершается экспозиция), зритель может проникнуться теплыми чувствами к героям Кудряшова.


«Фишка» выставки — многие картины интерактивны. Магический камень гадалки Алевтины можно покрутить, задав волнующий вопрос, и она ответит — да или нет (эту картину Кудряшов создавал для инвестора криптовалюты, которому каждый день необходимо знать — «продавать» или «покупать»). Она может не только украсить интерьер, но и станет полезной для любого приобретателя.  


Несколько работ из серии «Полезная живопись», которая пользуется большой популярностью у коллекционеров Кудряшова, приехало в Казань. На фотографии картина-конфетница. Обладатель этого полотна может не только любоваться произведением искусства, но и прикрепить на двойной скотч конфеты, периодически обновляя сладкие запасы. К слову, почти все работы, представленные на выставке, продаются — каталог можно увидеть на входе в галерею, а за подробностями обратиться к смотрителям.  


Стрелки часов на полотне «Время несет перемены» двигаются и олицетворяют этапы взросления — от детских часов с Микки-Маусом до дорогих брендов. Чем не полезный подарок?


Дверь на первом этаже каждый может открыть на свой страх и риск. Впрочем, сильно переживать не стоит, ведь следователь носит уютную фамилию Родной. 


Многие гости подготовились к открытию основательно и пришли в образах, словно списанных с картин Кудряшова. Среди них были известные казанские блогеры, рестораторы и художники.


Вот, например, молодой казанский художник Рамиль Резванов. Он пришел в бомбере «три полоски Adidas». Олимпийка досталась ему от дедушки. «Мне нравится, как Кудряшов точно передал дух России, не центральной, а периферийной, — заметил Рамиль. — У нас на Проспекте, Дубравной и на Кварталах все было примерно так. Я бы купил здесь картину с воображаемым другом („Мой воображаемый друг Саня“ — прим. ред.). Там карикатурно и в то же время тепло изображен этот паренек на „кортанах“, от нее веет дружелюбием, и в то же время написано очень живо — прекрасная картина!»


«Я в восторге, честно! — не скрывала эмоций стилист Ася Бажан. — Одна из немногих выставок, на которые приходишь не только поглазеть, а погружаешься в каждую картину, ищешь смыслы. Просто смотришь и понимаешь, про что она. Это метамодерн! Я росла в Нижнекамске, все эти пейзажи — мое детство. Даже лимузин, на котором я каталась на выпускном из университета. Каждая картина прямо „в сердечко“. Был бы у меня ресторан или пространство формата арт-студии, рабочий кабинет — повесила бы там работу Даниила обязательно!»


Сразу после экскурсии начался артист-ток с автором, который расположился прямиком на скамейке между персонажами инсталляции «Социальный мост». Даниил явно скромничает, говоря, будто во время учебы в Московской киношколе понял, что обделен актерским талантом (после этого он поступил в Строгановское художественное училище), — его выступление явно говорило об обратном. Но если экран и потерял перспективного артиста, то современное искусство обрело самобытного художника. На встречу с Кудряшовым пришли его казанские поклонники — у него уже сформировалась своя фанбаза во многих городах. Казань не стала исключением, и после открытия к художнику выстроилась целая очередь из фанатов за автографом. Со стороны это напоминало визит звезды шоу-бизнеса.   

Аудифоном, который играл в залах галереи в день открытия, стали песни Стереополины: исполнительница поддержала идею дополнить своими треками в жанре синти-поп визуальный ряд экспозиции. 


Так совпало, что казанский режиссер Арсений Кузнецов (на фото слева) — автор самых популярных клипов Стереополины — оказался большим поклонником Кудряшова и пришел на открытие выставки. Он охарактеризовал экспозицию как интермедийный перформанс, соединивший выставку картин и стендап в исполнении автора. «Юмор пронизывает его творчество, это фантасмагорическое восприятие реальности, — отметил Арсений. — Очень приятно, что в Казань привезли такого актуального художника. Круто, когда это организовывают — физический мир переводят на картины, можно прийти и пофоткаться на их фоне, все весело, смешно и забавно. Я дико кайфую от этого!»


Кирилл, приехавший в Казань из Челнов, не согласился с тем, что герои Кудряшова ретроспективны: «К нам и сейчас на собеседование такие часто приходят. Импонирует, как иронично и вместе с тем аккуратно художник преподносит современные проблемы — алкоголизм, ограниченность, быдловатость, выстраивает социальные сюжеты с легко узнаваемыми характерами».


Ностальгию по дворовому стилю и подъездной романтике можно утолить прямо на выставке, купив авторский мерч. 


Особой популярностью пользуются перекидные «четки-болтухи», они же «змейки». В отличие от обычных, из бусин, они делаются из пластин, соединенных ленточкой. Особым шиком считалось «тереть базары» (серьезно разговаривать), небрежно покручивая змейку вокруг пальца.


А это уже традиция — гости могут оставить свое послание, впечатление о выставке на зеркальной витрине. Первым «отметился» сам художник, нарисовав свой автопортрет. Есть и такие наблюдения — «Я знаю такую Россию». По всей видимости, выставка сильно откликнулась. 


Увидеть работы Кудряшова можно в галерее современного искусства «БИЗОN» в ТРЦ «Родина» (ул. Мусы Джалилия, 8/44) ежедневно с 12:00 до 20:00. Выставка «Пацан и вечность» продлится до 6 июля.

Автор
Алия Зиганшина, София Емельянова. Фото: Оксана Король
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе