Живопись на кончике иглы

Мастер-вышивальщик получил президентский грант на возрождение угличского шитья, которого никогда не было


«Скажу так: я – переводчик с языка живописи на совершенно иной, трудоемкий язык шитья», – торжественно представляется угличский мастер Владимир Кузнецов.


На его столе свалены десятки катушек с цветными нитками, куски материи, краски. Тут же набор иголок и начатая картина.


– За основу я взял натюрморт питерского художника Александра Саидова. Посмотрите, это же целая поэма о плодах, – вдохновенно излагает мастер.


Вышивать натюрморт он начал пару месяцев назад: на ткань уже нанесен рисунок, поверх пущена нить, но это лишь первый этап работы. На полноценное полотно уходит не меньше года. Оцениваются такие произведения соответ­ственно – в сотни тысяч рублей. Покупатель, конечно, платит не за дороговизну исходных материалов (в среднем на картину уходит около шести тысяч деревянных), а за талант и оригинальность авторского почерка.


– Вообще нитки можно использовать абсолютно любые, – объясняет Владимир. – Раньше принято было и золотыми вышивать, но сейчас их почти нигде не производят.


А те, что производят, уже и называются по-другому – золотные, так как содержание драгоценного металла в них минимальное. Но даже при этом цена на них для большинства мастеров неподъемная – от 90 тысяч рублей за моток.


– Ткань, на которой предстоит вышивать, тоже всегда разная, – продолжает мастер. – Вот здесь, к примеру, я выбрал стрейч. В этом изначально заложено неудобство: материя тянется, морщится, рисунок получается неровным. Но ведь вышивать – это не забор строить! Я не боюсь экспериментировать. Иногда совокупность ошибок как раз и дает оригинальную, редкую работу.


За оригинальность и редкий талант в этом нынче мало распространенном (особенно среди мужчин) ремесле Владимир недавно получил президентский грант. На основе уже созданной им коллекции планируется возродить угличское шитье. А точнее сказать, создать его практически с нуля.


– Например, в 1907 году, судя по данным историков, в Угличе шили разве что холщевые мешки да еще для крестьян чулки вязали, – смеется Кузнецов. – Так что мне предстоит придумать, разработать основные принципы направления, которое потом по праву можно будет назвать угличским шитьем. Конечно, понадобится не только моя фантазия, но и советы историков, консультации специалистов. Зато лет через сто, может, и будут говорить: «Ого, как мужики-то тогда шили, какой расцвет был!».


В ближайшем будущем – закупка материалов, мастер-классы для всех желающих и поиск талантов. Владимир надеется, что среди учеников со временем найдутся и такие, кто поможет ему в работе над масштабным проектом «Пелена царевича Дмитрия».


– Это будет ключевая работа в коллекции. Попробуем сделать реконструкцию полотна размером 2 метра на 90 сантиметров, которое вышивала в XVII веке Мария Нагая, мать царевича, – объясняет Владимир. – Оригинал утрачен, сохранилась лишь старая фотография.


Творческий процесс может продлиться года три. Всего же рукодельному искусству Владимир посвятил уже 20 лет. Причем профессионально вышивать нигде не учился – хватило кружка в Доме пионеров.


– Но уже оттуда я вышел с глубоким убеждением, что я – художник, – смеется мастер. – А вообще отец у меня был военным, и я за время учебы сменил девять школ!


И при этом добавляет, что постоянные переезды пошли только на пользу его таланту. Путешествуя, он много смотрел, узнавал глазами.


– Ту же Сикстинскую мадонну за свое детство я несколько раз видел! Это для художника важно.


Теперь Кузнецов находит вдохновение для своих картин буквально на каждом шагу.


– Вот, скажем, на овощном базаре вы что видите? Наверное, прилавки, ценники, а я вижу готовые картинки, натюрморты, – говорит угличанин. – Вокруг нет ничего пустого, во всем заложено живое чувство.


Работая, Кузнецов даже вывел свою собственную философию. Затягиваясь сигаретой, охотно выдает афоризмы своего же сочинения – об искусстве:


– Ремесло – это когда знаешь и делаешь. А искусство – когда не знаешь и все равно делаешь.


О том, как много может потребоваться времени, чтобы только собраться с мыслями и начать реализовывать какую-то сложную художественную идею:


– Это как беременность: сначала захотел, потом залетел, а только потом родил. Между первым и вторым этапом могут годы пройти.


О своих клиентах, предпочитающих имена не афишировать:


– Все мои покупатели – люди экстравагантные. Отвалить кучу денег за кусок тряпки очень глупо с позиции неэкстравагантного человека.


Сидеть днями, да что уж там – годами, с иголкой и ниткой, выводя филигранные стежки, завязывая микроскопические узелки, придумывая, как бы по-особенному пустить нить, Кузнецову ни на минуту не надоедает.


– Это полнейшая релаксация! – с любовью глядя на нитки-иголки, говорит он. – Когда я шью, то размышляю о философских вещах, о которых в других обстоятельствах и не задумался бы. Это делает мою жизнь интересней. Кроме того, творчество всегда покажет, что ты из себя представляешь. Вот в жизни я могу быть некоммуникабельным или сидеть тут и откровенно вам врать. Но мои работы расскажут обо мне всю правду. Абсолютным счастьем для меня будет, если этот язык научатся понимать как можно больше людей.


Анна КОУЗОВА


"Ярославский Регион"


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе