Жизнь с большой буквы. Творчество Фриды Кало и Диего Риверы в Москве

“Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний” – так называется выставка-событие, открывшаяся в московском ЦВЗ «Манеж».

Большое количество знаковых работ представит посетителям неординарность знаменитых мексиканских художников и супругов. В их произведениях на первом месте – не техника и стилистика, а личности самих Диего и Фриды. Картины как книги, сюжеты как исповеди – каждый прочитает их по-своему, но равнодушным не останется никто. Выставка будет идти до 12 марта.


«В моей жизни было две аварии: первая – когда автобус врезался в трамвай, вторая – Диего». Это слова художницы Фриды Кало, чье творчество сегодня составляет культурное достояние Мексики. Самобытность, сюрреалистичность сюжетов, предельная откровенность и эмоциональность произведений сделали ей мировую известность в мире искусства. Впрочем, ее жизнь также приковывала к ней едва ли не большее внимание общества. Фрида Кало была вынуждена страдать от болей после аварии, произошедшей с ней в возрасте 18 лет, стойко сносить многочисленные операции. К этим несчастьям добавлялись те, которые она испытывала от измен Диего. До нее ни одна женщина не смела показывать свои переживания на полотне. Но для страстной и тонко чувствующей Фриды творчество стало убежищем и личным дневником. «Я рисую свою реальность», - говорила она. И поэтому ее картины актуальны вне времени и являются для многих примером силы духа и стойкости перед трудностями судьбы.

Диего Ривера - выдающийся художник и гордость Мексики, один из главных основоположников мурализма, убежденный коммунист, друживший с Львом Троцким, Владимиром Маяковским, Сергеем Эйзенштейном. Он приезжал в СССР на несколько месяцев в 1927 и 1955 годах. Во второй свой приезд Ривера создал цикл «русских картин», посвященный Советскому Союзу. Часть их них есть на нынешней выставке. Так, посетитель вряд ли оставит без внимания его работы, изображающие детей с пронзительными голубыми глазами. Здесь же можно будет увидеть работы Риверы, подаренные им Союзу художников СССР и хранившиеся с тех пор в запасниках ГМИИ им.А.С.Пушкина. Среди них – монументальное полотно «Славная победа», являющееся своеобразным памфлетом на военное вторжение американских сил в Гватемалу. 

Экспозиция Манежа включает более 90 предметов живописи и графики двух художников из мировых музеев и частных собраний. Большинство работ привезено в Россию из мексиканского Музея Долорес Ольмедо. Зрители увидят такие известные картины Фриды Кало, как «Автопортрет с обезьянкой», «Сломанная колонна», «Несколько царапин». Экспозицию дополняют архивные документы, фотографии, а также личные письма художников. В рамках выставки предусмотрены образовательные мероприятия: лекции, показы кинофильмов, квесты, перформансы. 

Швейцарский коллекционер Анн-Мари Спрингер, предоставившая для выставки письма Фриды и Диего, в беседе с «Культуроманией» рассказала, что поняла намного лучше творчество художницы, когда прочла ее письма к любимому мужчине.

Ривера был женат несколько раз, с Фридой Кало они прожили вместе 25 лет. Страсти и трудности окружали их совместную жизнь, но в этом круговороте чувств находилось место поддержке и вниманию. «Фрида очень-очень нежная в письмах. Она трепетно проявляет свою заботу о Диего, задает ему вопросы о том, хорошо ли он питается, интересуется его жизнью, его любимыми собаками, его садом. Она очень женственная. И проявляет себя даже немного как мать, переживая о нем», - делится Анн-Мари Спрингер.

«Культуромания» также задала несколько вопросов по наследию художников и по самой выставке ее куратору Катарине Лопаткиной: 

- Как смогла состояться такая масштабная выставка этих художников, почему были выбраны именно они?

- Знаете, можно говорить, что это выставка мексиканского искусства в целом, потому что здесь две самые яркие творческие звезды Мексики XX века. Так получилось, что они были супругами. Мы говорим, что это были два полюса, два центра притяжения: Диего с его историей мурализма и Фрида с ее любительством и откровенностью и совершенно раздвигающим границы тематическим подходом. Никто, никто такие вещи не рисовал до нее вообще. Ни свои горести, ни свои печали, травмы. Настолько открыто – никогда. Диего во многом тоже был новатором. Я считаю, что они оба перешагнули границы своего времени. Посмотрите на его картину с двумя девушками в гамаке – она выглядит совершенно как живопись 1980-х годов. Но при этом картина написана в 1950 году.

- Да, произведения смотрятся современными и сегодня, хотя некоторым картинам почти 100 лет.

- Если брать совсем ранние работы, то да, им действительно скоро 100 лет. То, что Диего Ривера родился в 1886 году, меня всегда завораживает: кажется, что с тех времен очень многое поменялось, но мы до сих пор говорим о Ривере как об актуальном художнике.

- В этом тандеме кто-то солировал? Или они шли самостоятельно друг от друга в творчестве?

- В художественном смысле они никогда не были тандемом. Фриду даже нельзя назвать ученицей Диего, ведь он сам же ей посоветовал рисовать без оглядки на чужое мнение, в частности, и его мнение тоже. Это было развитие параллельных вселенных, пусть и находящихся в одном пространстве. 

- В творчестве Диего мы наблюдаем периоды влияния разных художественных стилей. А Фрида не любила как-то идентифицировать свое творчество, делала акцент на самоопределении. Это так?

- Она не получила художественного образования, и у нее не было каких-то внутренних ограничений. Она делала то, что хотела делать. Конечно, ее ранние работы вполне в духе тех 20-х годов, в них прослеживается стилистика ар-деко. Но ее эволюция была такой стремительной, что к ранним работам мы относим всего несколько произведений. И затем сразу начинается зрелый период.

Удивительно, насколько быстро она смогла научиться живописи и выработать свой почерк. Успех пришел не сразу. Но в 1930-х годах у Фриды Кало уже стали проходить выставки в Нью-Йорке, Париже. То, что ее работу купил Лувр – совершенно невероятная история для латиноамериканской женщины. Сейчас эта картина находится в Центре Помпиду, и это единственная европейская институция, у которой есть работа Фриды.

- Не кажется ли Вам, что интерес к творчеству Фриды Кало вызван, в том числе, и развитием движения феминизма?

- Это, безусловно, так. Мы сейчас пожинаем плоды феминистских исследовательниц 1980-х годов. Собственно, они и привнесли имя Фриды Кало в круг обсуждаемых, потому что к 1970-м годам ее творчество было уже подзабыто. А в 80-х активизировались и исследователи латиноамериканской культуры. Всё это способствовало новому появлению Фриды Кало в информационном поле и на арт-рынке. Сыграла свою роль и талантливо написанная Хейден Эррерой биография «Фрида Кало». Судьба Фриды, конечно, предоставляет массу возможностей интересно рассказать о ней. После этой книги популярность художницы взлетела в небеса.

- И ее жизнь стала примером для вдохновения и стойкости?

- Для вдохновения, для стойкости, для размышления, для рефлексии – для чего угодно. Ее искусство тем и прекрасно и потому настоящее, что каждый из нас может найти что-то важное для себя самого, расширить собственный опыт.

- Рассчитываете на успех выставки?

- Безусловно. Я уверена, что очереди в Манеж будут стоять уже с первого дня и до последнего. 

Автор
Любовь Мартынова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе