Андроиды в поисках нового платья

Мегабиты и гигагерцы уходят в мобильном мире на второй план. Главное — удобство, безопасность, энергоэффективность, разнообразие и красота

К поездке на Mobile World Congress, крупнейшее мероприятие в мире мобильной связи, которое каждый год проходит в Барселоне, надо готовиться заранее. С каждым годом без предварительно назначенной встречи все труднее пробираться на стенды, а сами экспозиции становятся все более закрытыми от чужих глаз. Казалось бы, парадокс — это же выставка! Но без труда потрогать и пощупать устройства можно только у производителей гаджетов. Скрывать новинки начали лет пять назад — тогда все боялись китайцев, которые шныряли по стендам с фотокамерами. Сейчас китайский лидер в области телекоммуникационного оборудования Huawei сам никого не пускает в свой павильон — только внесенных в список клиентов. Такая же политика у Ericsson, правда, для прессы делаются послабления. «В прошлом году мы выставляли наш замечательный кубик — маленькую базовую станцию, изобретение BellLabs, и его в итоге украли, — объясняет представитель Alcatel-Lucent. — Но то был прототип. Сегодня у нас коммерческий экземпляр, и мы приняли жесткие меры безопасности: туда, где он находится, можно пройти только в сопровождении представителя компании». Страх испытывают не только производители оборудования. Операторы боятся потерять доходы — голосовой трафик не растет, а на передаче данных они толком зарабатывать не научились. Разработчики мобильных платформ опасаются растущей конкуренции, а всем остальным — то есть нам, пользователям, — настала пора бояться зловредных программ для сотовых гаджетов. С них и начнем.

Android: опасность нарастает


«Android будет в кармане у каждого!» — заявил на конгрессе исполнительный председатель Google Эрик Шмидт. Действительно, с момента запуска в 2007 году платформа Android, детище Google, сделала стремительный рывок: теперь она стоит почти на половине смартфонов во всем мире (см. график 1) и, что самое главное, ее доля растет тоже быстрее всего. В отличие от Apple Google сделал открытую платформу. Его операционную систему может установить любой производитель гаджетов. Если в прошлом году на стенде Android модели разных производителей (по одному гаджету от компании) просто стояли в ряд вдоль большого стенда, то теперь они ездят по своеобразному конвейеру — в один ряд смартфоны и планшеты не помещаются. Магазин приложений открыт для всех и каждого — в нем уже больше 500 тыс. различных программ, число скачиваний превысило 11 млрд. (У Apple, который сделал свой магазин раньше других, скачали уже 25 млрд раз.)


Но за открытость надо платить — Android становится все опаснее. По подсчетам американского производителя систем сетевой безопасности Juniper Networks, если на конец июня прошлого года было известно всего 400 вредоносных программ для этой платформы, то на конец декабря их стало 13,3 тыс.! «Лаборатория Касперского» на своей пресс-конференции тоже была сосредоточена именно на продукции Google. Ее глава Евгений Касперский пугает ужасными червями и вирусами на каждом конгрессе. Но в этом году они и вправду появились в гаджетах в большом количестве. По подсчетам российских специалистов, 65% мобильных атак приходится на Android, у Juniper цифра поменьше — 46,7%, но все равно Android лидирует. Почему именно он? Конечно, создатели вредоносного ПО всегда атакуют самую популярную систему. Но дело не только в этом. Чтобы разместить приложение для iOS в магазине Apple и для Windows Phone от Microsoft, надо пройти процедуру проверки, а у Android все максимально упрощено. Вот и получается, что даже из самого магазина приложений Android Market можно скачать вредоносную программу. Таких публичных инцидентов ведущий антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского» Денис Масленников насчитал в прошлом году семь. В этом будет еще больше, уверен Денис. Сам он, кстати, как настоящий фанат информационной безопасности, ходит с обычным телефоном за сто долларов, без всякой операционной системы.


Что могут сделать вредоносные программы? Гораздо больше, чем в простых компьютерах, ведь сим-карта в смартфоне — это прямой доступ к деньгам. Программа-шпион может дождаться, когда вы введете пароль к онлайн-банку или другой платежной системе. Бывают опасными и так называемые премиум-SMS, которые приходят с коротких номеров. Они просят зайти вас на какой-нибудь сайт или послать ответ, а за это списывают деньги. Кстати, во многих странах мира, чтобы получить право посылать премиум-SMS, надо предъявить паспорт, а в России это не обязательно, можно просто заказать услугу у контент-провайдера.


Как защититься от вредоносного ПО? В первую очередь — думать головой: не скачивать программы с незнакомых сайтов, не отвечать на SMS от неизвестных абонентов, не ходить по странным ссылкам, не пользоваться непроверенными Wi-Fi-сетями и т. д.


Впрочем, компании гаджеты могут нанести вред гораздо больший, чем обычному пользователю. Раньше соблюдать безопасность корпоративной информационной системы было просто — и оборудование, и софт закупали системно, у каждого члена коллектива был свой защищенный ПК. И все. Теперь начальники прибегают со своими айпэдами и смартфонами, с помощью которых они хотят одновременно иметь доступ к корпоративной информационной системе, смотреть ролики на YouTube и чатиться с сомнительными знакомыми. А заодно и скачивать вредоносное шпионское ПО. Служба ИТ-безопасности хватается за голову. Эту тему мы обсуждаем с Киттуром Нагешем, одним из топ-менеджеров Juniper Networks. Самое интересное, что примерно те же жалобы пару месяцев назад я слышала в беседе с российскими ИТ-директорами (см. «IPad в машинном зале», «Эксперт Online» от 15 декабря 2011 года). «В компаниях все информационные технологии всегда шли сверху, — говорит Нагеш, — а теперь они идут снизу, от сотрудников, Facebook становится частью корпоративной информационной системы». «Сейчас во многих компаниях уже используется концепция BYOD (Bring Your Own Device — принеси свое устройство), — рассказывает региональный вице-президент Juniper Networks Дмитрий Каменский. — Наша задача — разработать решения, которые могли бы в онлайн-режиме отслеживать сомнительные с точки зрения безопасности действия пользователей этих многочисленных устройств, защищать эти устройства от вредоносных программ, а также стирать всю информацию, если пользователь вдруг потеряет свой планшет или смартфон». В этот момент Дмитрий вынул свой iPhone и показал маленькую иконку — специальное приложение Juniper. Мне тут же захотелось тайно утащить у Дмитрия этот телефон, а потом проследить, как программа стирает подчистую все содержимое смартфона, но я удержалась.


Еще один способ обезопасить компании — так называемое защищенное облако. Корпоративные пользователи планшетов и смартфонов должны оставлять на своих гаджетах как можно меньше информации, а работать «в облаке», удаленно, на сервере компании.

Просто 41 мегапиксель


И все-таки — о гаджетах, таких опасных и привлекательных. Надо сказать, что все внимание и прессы, и аналитиков было сосредоточено на смартфонах. Между тем, по оценкам главы Ericsson Ханса Вестберга, они занимают лишь порядка 10% используемых в мире устройств (сейчас в руках у людей около 5,9 млрд сотовых гаджетов). Однако рынок смартфонов вырос за 2011 год на 61%, а всех телефонов — всего на 11,1% (данные IDC).


Самая яркая компания отрасли — Apple — на конгрессе не присутствовала. Поражала на этот раз Nokia. В первый же день конгресса, на конференции, которая начиналась в восемь утра, она представила смартфон Nokia 808 PureView — первый в мире аппарат с 41-мегапиксельной камерой. Дизайн аппарата не слишком привлекателен, камера немного «выпирает», но сами фото, сделанные даже при плохом освещении, получаются весьма приличного качества, а если сравнить с другими смартфонами — и вовсе почти идеального. Правда, с этими мегапикселями произошла какая-то неразбериха. На стенде сотрудник компании как-то смутно говорил, что их на самом деле не 41, а 38. Потом уже выяснилось, что итоговые снимки имеют разрешение 3, 5 или 8 мегапикселей, в зависимости от выбора пользователя. Программное обеспечение использует информацию с нескольких соседних пикселей на матрице для формирования одной точки на итоговом изображении. Но больше всего на премьере Nokia 808 PureView поразило другое: флагманская модель выпущена на умирающей платформе Symbian (с нее Nokia мигрирует на Windows Phone). Интерфейс у Symbian крайне недружественный, и продвинутые пользователи вряд ли захотят покупать топовый смартфон на такой платформе. От Nokia добиться комментариев так и не удалось. Ясность внес, как ни странно, представитель «Связного». «Сама модель разрабатывалась очень долго (на стенде я услышала цифру четыре-пять лет. — Е. Р.), когда Windows Phone еще и в помине не было. Вот и вышла на Symbian», — размышляет директор по закупкам «Связного» Николай Пулич. Сразу после выставки Nokia немного разрядила обстановку и заявила, что выпустит смартфон с камерой 41 мегапиксель и на Windows Phone.


Второе открытие конгресса — гаджет Samsung Note, что-то среднее между смартфоном и планшетом. Умещается в мужской руке, диагональ 10,1 дюйма, тонкий и симпатичный. А еще на нем можно рисовать — тачскрин чувствует 128 уровней давления пальцем или специальным стилусом. Корейцы наняли целую армию местных художников, которые рисовали на Note портреты всех желающих, специальные вагончики стояли не только на выставке, но и в центре Барселоны на площади Каталонии. И к ним всегда была очередь.


Еще один тренд выставки — четырехъядерные смартфоны. Их представили и HTC, и LG, и Huawei, а Acer показал четырехъядерный планшет. Насколько они быстрее своих собратьев, выяснить, подержав полминуты в руке, не удалось. Вообще, игроков на выставке стало больше — и моделей тоже. Fujitsu поражала всех своим планшетом, который симпатичная девушка демонстративно окунала в воду, а он все работал и работал. NEC тоже представила водонепроницаемые модели. А вот австрийская Emporia вообще не лезет на рынок смартфонов — она производит простые большие телефоны с кнопками для пожилых людей. Кстати, эта группа потребителей в развитых странах растет огромными темпами. Однако просто большими кнопками и четким экраном Emporia не ограничивается. Специальные исследования по юзабилити для своей целевой группы проводит для австрийской компании инженерный дизайн-центр Кембриджского университета. Пожилые хуже видят, хуже слышат, нередко у них ограничены двигательные способности и сенсорное восприятие. Поэтому им нужен не только простой телефон, но и специальный софт. Несколько примеров было прямо на стенде Emporia. Например, пожилой человек может проверить свою реакцию, прежде чем садиться за руль, или сделать упражнения для развития памяти (последние оказались настолько сложными, что я не справилась и с половиной).

Мир ПК готовится к реваншу


Хотя мы и наблюдали на конгрессе новые ноутбуки и даже ультрабуки, всем было понятно: пришла эпоха пост-ПК. Рынок персональных компьютеров еще растет, но в количественном плане (по числу проданных гаджетов) его уже обогнали планшеты и смартфоны. Последние данные из США еще более впечатляют: Apple в четвертом квартале продала 15,4 млн iPad — больше чем любой производитель ПК. Что предложат лидеры уходящей эпохи — Intel и Microsoft?


Intel представила смартфон со своим процессором. Это не первая попытка американской корпорации выйти на рынок мобильных гаджетов. Но процессоры Intel, хоть и самые мощные и быстрые, потребляют очень много энергии, а значит, аккумуляторы в смартфонах с начинкой от Intel должны очень быстро садиться, да еще и нагреваться. Новая модель, которую будет продавать оператор Orange под своей торговой маркой, как обещают, избежит этих недостатков. Дешевый смартфон под управлением Google Android с процессором Intel Atom Z2460 поступит в продажу летом этого года. Так что до этого времени нынешним поставщикам процессоров для смартфонов — Qualcomm, Texas Instruments, ARM — можно не беспокоиться.


С Microsoft все гораздо интереснее. Новую операционную систему для смартфонов Windows Phone компания представила два года назад, ровно год назад она заключила стратегический союза с Nokia — на тот момент лидером на рынке смартфонов (за год финская компания переместилась на третье место), а осенью выпустила новую мультиязычную версию. Но никакой значимой доли на рынке так и не заняла. Хотя многие аналитики пророчат ей светлое будущее. О том, как все-таки увеличить рыночную долю с нынешних 1,6% хотя бы до 10%, мы попытались узнать у Грега Салливана, ответственного за продвижение этого продукта (см. «Мы взяли лучшее от Apple и Android»).


Для планшетов у Microsoft вообще не было подходящей платформы. Но все может перемениться с приходом на рынок Windows 8. В Барселоне была представлена тестовая версия этой операционной системы, которая будет работать и на планшетах, и на ноутбуках, и на больших ПК, управляться не только мышкой, но и касаниями. Главных достоинств новой системы на первый взгляд два — дизайн и быстрота. ПК, как было продемонстрировано на презентации, загружается за шесть секунд. Само дизайнерское решение — разноцветные иконки-прямоугольники, которые в Microsoft называют интерфейс Metro, — взято из операционной системы для смартфонов Windows Phone. Каждая иконка — это какая-то программа. Все они подразделяются на категории — игры, работа, картинки, музыка и т. д. Экран выглядит нарядно. Вернее, экраны. Проводя мышкой или пальцем вправо-влево, экраны можно листать. В целом весь интерфейс интуитивный, можно одновременно выполнять много задач, легко послать ссылку в социальную сеть или друзьям по чату — функция share и список возможных адресатов появляются в окошке автоматически. Активно используются и облачные сервисы — там можно хранить все, что вы создаете на ПК. Доступ к ним осуществляется с любого устройства на Windows 8, и не только вашего, но и, например, вашего приятеля.


Презентация Windows 8 произвела впечатление, мне захотелось поработать на ПК с такой яркой и быстрой операционной системой. Планшеты очень быстро стали необходимым элементом корпоративных информационных систем. Так что «таблетки» на Windows корпорациям нужны как воздух. Вопрос: сколько еще ждать? Нам показали только Windows 8 Consumer Preview. Когда выйдет коммерческая версия, не сообщили.


И еще одно сомнение, мучившее меня во время презентации. Насколько новый дизайнерский язык — удобный, но немного легкомысленный, — понравится корпоративным пользователям, консерваторам? Ведь все, кто любит дизайн и скорость, уже давно пересели на Apple. По крайней мере, все журналисты на презентации были с ноутбуками этой компании, и никто не мог скачать Windows 8.

Последний кутеж королей


А что же короли рынка — операторы? Те, кто закупает это бесконечное оборудование, находящееся в восьми павильонах MWC? Операторы надеются благоденствовать как прежде, но уже не получается. Голосовой трафик, по данным wirelessintelligence, по-прежнему приносит им 70% выручки. Но его рост давно остановился. А вот данные, шквал которых скоро накроет сети, оказались не такими прибыльными, а подчас и вовсе убыточными (подробнее о проблемах операторов см. «Первый подход к пятому поколению»).


Прибыльный междугородный и международный голосовой трафик все больше идет через Skype: по оценкам аналитиков, он уже отъел 25% всех голосовых минут дальней связи в мире. Операторы сопротивлялись Skype как могли: то хотели его законодательно запретить, то намеренно сами задерживали голосовые пакеты Skype, чтобы потом обвинить VoIP в плохом качестве. Но операторы ничего не смогли поделать с бесплатным, удобным и качественным сервисом. «Теперь многие традиционные операторы решили сами делать свои сервисы, подобные Skype, — рассказывает Андрей Свириденко, глава российской компании SPIRIT, которая разрабатывает программные движки для мобильного VoIP и интернет-видеоконференций. — Но на бесплатном VoIP много не заработаешь. SPIRIT предлагает операторам связи лицензии на свой софт для сервиса персональных веб-видеоконференций, ориентированных на корпоративного пользователя. Дорогие аппаратные решения по видеоконференц-связи на рынке есть, а вот софтверные надежные, высококачественные видеоконференции от операторов связи — это новинка». Основными клиентами могут стать средние компании. Сразу после беседы с «Экспертом» Свириденко отправился с таким предложением к Vodafone. По иронии судьбы у этого мирового гранда повредилась крыша на павильончике, видно не выдержала — нет, не снега, в Барселоне было плюс 17, — а тяжести кризиса.


Ericsson, как и год назад, толкает операторов на рынок M2M (машина—машина). Если в 2010 году на стенде шведов были одни картинки, то теперь Ericsson построил уже работающие модели устройств, которые общаются друг с другом при помощи беспроводной связи. Правда, пока модели сделаны из конструктора Lego. На площадке перед павильоном стоит дерево в кадке, в земле — датчик. Вдруг он начинает пищать. Это сигнал: почва пересохла. К кадке едет робот с баллоном воды и опрыскивает дерево. Другой робот рядом ползает по столу, опознает пустые стаканчики из-под кофе и сбрасывает их в корзину. Третий пытается вынимать чистое белье из игрушечной стиральной машины (последняя передает роботу соответствующий сигнал об окончании стирки) и т. д. Вот до таких крошечных (с точки зрения трафика) объектов и придется скоро добираться операторам.


Правда, есть и еще один мало «окученный» сегмент — автомобили. На конгрессе, впервые за всю его историю, выступил глава автомобильной компании  Ford. Автомобилей на выставке было много — и Ford, и BMW, и Volvo. В них на задних креслах встроены мини-планшеты, выходящие в интернет, и машины сами могут звонить куда надо в случае аварии. Но вот, пожалуй, и все. А ведь перспектив у этого рынка масса — от передачи в сеть информации с датчиков дождя и ABS (так можно узнать о реальном положении на дороге) до автоматического распознавания человека (один из способов — по наличию у него сигнала мобильного гаджета). «Автомобили — это большая неиспользованная возможность для мобильной индустрии, — призывал с трибуны конгресса исполнительный председатель Ford Motor Company Билл Форд, правнук знаменитого Генри Форда. — Телекоммуникационная индустрия необычайно важна в создании транспортной системы будущего, где интеллектуальные автомобили будут общаться друг с другом (без участия человека. — Е. Р.)». Но операторы как-то не возбуждались.


А пока они жируют на последние. Это было заметно в самолете, когда мы возвращались из Барселоны: и глава представительства Intel, и российский предприниматель, и сотрудники Alcatel-Lucent летели в экономклассе. А вот средний менеджер не самого успешного иностранного оператора — в бизнес-классе.

Елена Рыцарева

Эксперт Online

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе