Блогеры о новом фильме Никиты Михалкова «Солнечный удар»

«Вы читали «Окаянные дни»? Вы помните, какое в каждом слове там разлито отчаяние, ненависть, горе? В фильме все эти невыносимые эмоции лишь обозначены, и, смягченные историей любви, почти терпимы. 

Собственно, от «Окаянных дней» в фильме лишь тема, идущая насквозь — Крым, 20-е годы, красный террор, истребление белых офицеров. Тема «Солнечного удара» нежная и трогательная, в мире героев нет горя горше чем разлука с любовницей или выставление себя ослом в ее глазах. Как в симфонии темы сплетаются и взаимопроникают, так и в фильме одна тема переходит в другую».

Антон Долин: МИХАЛКОВ. ТЕЗИСЫ.

(вместо рецензии)

1. "Солнечный удар" - лучший фильм Михалкова со времен первых "Утомленных солнцем".

2. Он стал бы лучше в десять раз, если бы его сократили всего лишь в два.

3. Нет суперзвезд в роли каждого "кушать подано" и нет среди актеров самого Михалкова: это правильно.

4. Одна из худших за всю историю кино эротических сцен. В "Голом пистолете" на таком поставили крест 25 лет назад. И вот опять.

5. Но есть много других, очень хороших, сцен.

6. Если у художника есть свой стиль и язык (у Михалкова они есть), то он к старости имеет полное право на самоповторы и самоцитаты.

7. Восклицания о "трех часах пустоты" и "о чем все это?" говорят об элементарной неспособности к анализу, извините. Суть фильма проста и прозрачна, она формулируется в двух словах: русский "Титаник". История мимолетной любви на корабле и кораблекрушение в финале, означающее всемирный потоп, конец света и наказание за грехи. Цельная внятная структура и мысль, с которой трудно поспорить.

8. Поздний Михалков не так ужасен, как все кричат, а ранний никогда не был так прекрасен, как все вспоминают. Пересмотрите, убедитесь. Прозакладываю голову, что неангажированный современный тинейджер не сформулирует, чем и почему "Свой среди чужих..." лучше "Солнечного удара".

9. Если вы любите Михалкова, вам понравится его новый фильм. Если он вас бесит, сэкономьте время и деньги: беситься там не с чего. Если Михалков вам пофиг, лучше сходите на "Исчезнувшую". Уже смотрели? Посмотрите еще раз.

10. Отстаньте, наконец, от Михалкова, и он перестанет являться вам в кошмарах.

Остальное - незначительные детали.

P.S. Возражать попросил бы только по существу, и только тех, кто уже видел фильм. Призывать проклятия на мою голову - всегда пожалуйста.

Олег Лурье:

«Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали – всю эту мощь, сложность, богатство, счастье… А про эти годы и говорить нечего: день и ночь живем в оргии смерти...

Всё это повторяется потому прежде всего, что одна из самых отличительных черт революций – бешеная жажда игры, лицедейства, позы, балагана. В человеке просыпается обезьяна… Боже мой, в какой век повелел Ты родиться мне!». Это Иван Бунин. Это «Окаянные дни».

Параллели истории врываются в каждое слово. Но это сейчас. А тогда… Как это всё случилось? С чего всё началось? Этот вопрос задавали себе офицеры и солдаты Русской армии генерала Врангеля. И на протяжении трех часов фильма «Солнечный удар» звенит пронзительный ответ…

Вчера посмотрел фильм Никиты Михалкова. Ощущение реального удара. Только не солнечного. Страшные «Окаянные дни» гениального Бунина, 20-й год, русские офицеры покидают Юг России, захваченный большевиками. И эту трагедию страны и судеб пронизывает прозрачный, почти невесомый бунинский «Солнечный удар» о мимолётной встрече двоих на корабле, об их любви и потере.

«Мы начали снимать «Солнечный удар», когда никто не мог представить себе, какие события развернутся на Украине, — рассказывал Михалков — Крым — это то место, откуда корабли с русскими офицерами, солдатами и казаками уходили в неизвестность, в эмиграцию… Если смотреть «Солнечный удар» с сегодняшней точки зрения, то вопрос, как это случилось, не остается без ответа. Внимательный зритель сразу видит, как постепенно, совершая что-то или не совершая чего-то, общество приходит к тому, что становится беззащитным перед стихией совершенно иного характера. Причем ответственность несет каждый. Мне бы очень хотелось, чтобы люди, памятуя собственную историю, пытались осмыслить, что они делают сегодня, шаг за шагом, каждый конкретно».

Весь фильм поручик, главный персонаж картины, задает один и тот же вопрос: Как же это случилось? Сам Михалков сказал, что он не провидец, если учитывать события, которые сейчас происходит в Украине, а шел к фильму очень долго и издалека.

«Еще два года назад мы снимали в прекрасной Одессе, а теперь там происходят все эти страшные события… Нет единого ответа на вопрос, как предотвратить то, что произошло тогда или происходит сейчас. А уже сейчас выросло поколение с абсолютно другим пониманием добра и зла».

Знаете, я смотрел «Солнечный удар» и понимал, почему создатели не торопились окончить его к моменту выдвижения на премию «Оскар», и показали фильм только после того, как закончился этот процесс. Этому фильму «Оскар» не нужен. По определению. Голливудскую статуэтку могут дать за блистательную режиссуру, за великолепную игру актеров, за что-нибудь еще. Все это в фильме присутствует. Но американские академики, при всем уважении к ним, не смогут оценить и понять то, что видим в «Солнечном ударе» мы. Менталитет другой. Для понимания необходима иная наследственность… И еще, это кино не для поп-корна.

Хотел написать рецензию. Не сложилось. Нет умных слов и рассуждизмов об игре актеров и режиссуре. Есть только ощущения. И пересказать фильм тоже не получилось. Просто иди и смотри. Думай и осознавай, что нельзя перешагивать за ту черту, за которой потом придется у себя же и спрашивать «Как это все случилось? Как теперь с этим жить?».

Константин Баканов:

На этот раз всё было скромнее, чем на премьере «Утомлённых солнцем 2», когда под нее сняли Кремлёвский дворец. Меньше дутого пафоса. Сам факт того, что Михалков уехал из Москвы и даже из страны, устроив первый показ в Белграде в основном для проверенных людей из России и местного неизбалованного истеблишмента, можно толковать как извлечение уроков из вторых «Утомленных», когда размах не соответствовал продукту.

Интерес к премьере снятого по Бунину «Солнечного удара» был, впрочем, не меньше. На премьеру в кинотеатр «Октябрь» пожаловали Алла Пугачева и Максим Галкин, Гарик Сукачев, Станислав Говорухин, Михаил Задорнов, Дмитрий Дюжев, Ксения Собчак, Федор Бондарчук. Ближе к началу сеанса продефилировал Андрей Кончаловский. Михаилу Пореченкову вообще досталось место лишь на балконе.

Сама трехчасовая картина не то чтобы стала откровением, но равнодушной публику не оставила, а отчасти и потрясла. Михалкова в его «Солнечном ударе» безусловно больше, чем Бунина, но в данном случае талантливейшего Михалкова. Хотя нельзя не оговориться, что иные режиссеры наступили бы на горло собственной песне и сократили фильм до полутора, максимум двух часов: временами затянуто.

Рассказ «Солнечный удар» переплетен с бунинскими постреволюционными дневниками «Окаянные дни». Один из офицеров армии Деникина, сдавшейся под Одессой «красным», периодически вспоминает беззаботное любовное приключение 1907 года, оставившее яркий след в его жизни. Как и во вторых «Утомленных», Михалков уделяет внимание деталям, вещам. В данном случае это женский шелковый шарфик, причудливо летающий по теплоходу — символическая деталь, без которой режиссер, кажется, не может обойтись.

Михалков часто использует приемы, которым учит студентов на мастер-классах, и разнообразных аллегорий, аллюзий и символов здесь, как всегда, много. Но зато и мысли больше, чем в прошлый раз. Никита Сергеевич делает белых офицеров положительными героями, мучениками и их устами многократно задается вопросом: «Как всё это случилось?» — имеются в виду потрясения, связанные с приходом к власти большевиков.

Есть ли аналогии с днем сегодняшним? Безусловно, хотя фильм был снят до всех событий на Украине (в основном, кстати, снимали в Одессе). У Михалкова костью в горле стоят либеральные идеи, он ненавидит тех, кто считает, что за границей жизнь лучше. И вся эта ненависть выражена в факире на пароходе в тех эпизодах фильма, что относятся к беззаботному «Солнечному удару», а не к «Окаянным дням». И хотя главными виновниками трагедии страны предстают большевики, на остальном обществе ответственности не меньше: главный герой отмахивается от парнишки, когда тот в 1907 году спрашивает его про теорию Дарвина. Этот парнишка служил в церкви, но именно он лет через двенадцать... Впрочем, что пересказывать? Лучше сходить в кинотеатр.

«Ответ на вопрос "Как всё это случилось?" — в фильме», — сказал Михалков перед просмотром. В конце пояснил: «Если не будем делать свою жизнь своими же руками, за нас ее сделают другие».

Фильм безусловно сильный, не без авангардных «штучек», но в целом не оставляющий равнодушным. Одна из сильнейших киноработ 2014 года. А может быть, сильнейшая. И каких бы политических воззрений ни был зритель, он непременно задумается о стране и о себе в ней.

Сергей Андреев:

Мартинс Калита, сыгравший в «Солнечном ударе» Михалкова главную роль, дал интервью. Пока это рассказ не о себе, как обычно делают матёрые звёзды, а о фильме. Но, думаю, очень скоро в гости к нему наведаются журналисты из «7 дней» и тому подобных изданий, поскольку после премьеры фильма он наверняка окажется на обложках глянцевых журналов для женщин. На обложках мужских журналов будет, очевидно, красоваться его партнёрша по фильму Виктория Соловьева.

Очень необычный ход для Михалкова – взять никому неизвестных актёров на главные роли. Да и не только Михалкова, любого российского режиссёра. Не секрет, что большую часть бюджета российского фильма составляют гонорары звёзд. И это логично – известное имя на афише обеспечивает приток зрителей. Так устроен кинобизнес. Но, как мы все знаем, далеко не всегда громкое имя означает качество. Нередко маститый актёр просто, как говорят киношники, «отрабатывает лицом», не особо стараясь. Да и зачем стараться, если и так контрактов полно, деньги никуда не денутся. И в итоге для режиссёра наступает тот критический момент, когда он понимает, что без новых лиц ему уже не обойтись. Но на такой риск – не иметь в фильме звёздных актёров – может пойти далеко не каждый. А вот Михалков может. Не в последнюю очередь потому, что он сам звезда, его имя на афише может компенсировать отсутствие других имён.

Но с новых актёров и спрос соответствующий. Тут уж лицом не отработаешь. Тем более у Михалкова. Есть впечатление, что Мартинс Калита по полной программе выложился, раз даже пришлось начинать проект с одним весом, а потом его ещё набирать. Ну а потом снова скидывать, чтобы в норму прийти, и всё это за небольшой промежуток времени. Про недосып он даже так говорит, вскользь, мол, ерунда. Короче, стресс для организма. О чём это говорит? О том, что в «Солнечном ударе», судя по всему, был настрой крайне серьёзный. Начали съёмки при одной погоде летом на природе, заканчивали – в ноябре в пасмурные серые дни в городе. Радикальная смена обстановки. Причём по факту прошло несколько месяцев, а по фильму – больше десяти лет Ведь действие начинается в 1907 году, а заканчивается – в 1920. И это изменение необходимо сыграть актёру. Интересно посмотреть, насколько у Калиты это получилось, задачка не из лёгких.

Впрочем, ему повезло. Он это и сам говорит. Попасть на дебюте в большом кино сразу в руки Михалкова – об этом может мечтать любой дебютант. Потому что режиссёр такого уровня не позволит сыграть плохо у себя в фильме. Он выжмет из актёра максимум, на что он способен, и даже больше, а актёру это даже понравится. Актёр удивится даже, что он может такое. Тем более, что для Михалкова всегда актёрская игра становилась во главу угла фильма. «Солнечный удар» только подтверждает это правило.

malteez:

Совершенно внезапно меня пригласили на московский пресс-показ фильма «Солнечный удар» Н.С.Михалкова. Конечно, отказываться было глупо, хотя из просмотра трейлера у меня сложилось жесткое убеждение что этот фильм — очередное воздыхание по «России, которую мы потеряли», и по хрусту французской булки во всех его проявлениях, а я такое не люблю. Но я все же пошла, потому что Михалкова уважаю и считаю талантом.

Михалкова-то я и увидела, как только вошла в зал. Ах, какой он стоял на сцене высокий, элегантный, и еще более великолепный, чем по телевизору! Он рассказывал про то, как давно хотел снять фильм по Бунину, целых 30 лет, и про то, почему решил снимать фильм именно вот так, как компиляцию двух произведений, рассказа «Солнечный удар», и дневников «Окаянные дни».

Вы читали «Окаянные дни»? Вы помните, какое в каждом слове там разлито отчаяние, ненависть, горе? В фильме все эти невыносимые эмоции лишь обозначены, и, смягченные историей любви, почти терпимы. Собственно, от «Окаянных дней» в фильме лишь тема, идущая насквозь — Крым, 20-е годы, красный террор, истребление белых офицеров. Тема «Солнечного удара» нежная и трогательная, в мире героев нет горя горше чем разлука с любовницей или выставление себя ослом в ее глазах. Как в симфонии темы сплетаются и взаимопроникают, так и в фильме одна тема переходит в другую.

Что понравилось в фильме: актерская игра, хотя знакомых лиц на экране совсем мало. Восхитительно получилась парочка: товарищ Землячка и товарищ Бела Кун, в которых, конечно, на самом деле не было ничегошеньки восхитительного, они-то и проводили красный террор в Крыму. Трогательный мальчишка Егорий. Глупая как пробка экзальтированная Татьяна Дормидонтовна. Классные персонажи, хорошие актеры. Еще деталь: практически все актеры в фильме в торжественные моменты вдруг начинают говорить с интонациями Никиты Сергеевича, это забавно очень выглядит. Сначала я думала что мне показалось, ан нет, так и есть.

Очень позабавила единственная эротическая сцена фильма — она точно такая же, как и в фильме «Утомленные солнцем», хотя все таки Михалков – это не Тинто Брасс.

Три часа просмотра, и ни секунды скуки. В общем, никакого хруста французской булки, ура, хотя главный герой весь фильм ходит, и пристает к окружающим с вопросом: «Как все это случилось?» Ну вот так и случилось, чувак, пока вы пьянствовали и соблазняли чужих жен, у вас под носом все это и было приготовлено, это даже мне понятно.

Короче, фильм хороший, смотреть надо. Думаю, посмотрю еще раз, схожу в кинотеатр с мужем, ему должно понравиться.

CHASKOR.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе