Сейчас очень редко встретишь бумажную книгу в руках какого-нибудь студента-хипстера. Скорее ее можно увидеть у «старовера» старшего поколения. Место кнги заняли электронные гаджеты, которым отдает предпочтение, пожалуй, большинство, независимо от возраста. И это понятно. С развитием интернета появились различные технологии, которые гораздо удобнее, чем простая книга. Хотя, есть люди, которые считают, что бумажные книги не заменят никакие электронные приспособления — процесс покупки, запах бумаги, особенная атмосфера.
Почему люди стали мало покупать бумажные издания, об этом «Ридус» поговорил с книжным издателем, телеведущим и эстрадной певицей.
Самым компетентным в поднятом нами вопросе, несомненно доолжен быть издатель, и потому мы первым делом пообщались с редактором издательства «Автограф» Сергеем Сергеевым.
— Какой жанр сейчас популярен и среди какой аудитории?
Сергей Сергеев: Скорее, не жанр популярен, а авторы или определенные книги, но чаще и авторы, и книги одновременно. Если у автора достаточная аудитория (фанатская), то покупки бумажных книг будут. В основном они приобретаются для коллекции, а не для чтения, так как книгу можно прочитать и в электронном виде. И еще такой момент, если книги нет в электронном виде, что в последнее время случается крайне редко, то продажи окажутся выше.
Я как представитель издательства говорю только о бумажных книгах.
— Говорят, что издательства не жалуют неизвестных писателей, потому что надо вкладываться и раскручивать. Если это так, то почему и как достичь известности начинающим писателем?
CC: Как сказала весьма известный книжный блогер — раскрутка автора — дело рук самого автора. И никто ему в этом не поможет. Кроме написания книг, автору надо озаботиться созданием своей фанатской группы в соцсетях. И задолго до публикации книги начать ее продвижение. Публиковать книгу следует только тогда, когда фанатов у будущего автора окажется, ну не менее 10 тысяч.
С учетом «воронки продаж» книгу неизвестного автора купят человек 100. Так говорит статистика. Так что этот вопрос не совсем к нам. А вкладываться или не вкладываться в рекламу той или иной книги того или иного автора — это вопрос весьма неоднозначный.
— Есть мнение, что сейчас покупают очень мало книг, если это правда, то как вы думаете почему?
СС: Бумажных книг на самом деле покупают очень мало. Я уже говорил, не для чтения, а для коллекции. Поэтому книги должны быть красивые, иллюстрированные, ну и интересные, а также модного автора.
— Сейчас много авторов, которые пишут в жанре — научная фантастика. Этот жанр действительно востребован?
СС: Не знаю, насколько этот жанр интересен читателям в России, но мне давно не попадались книги именно жанра. Я не употребляю слово «интересные», мне не попадались книги жанра «научная фантастика» совсем. Пусть авторы хоть за обзывают свои книги научной фантастикой, но это сразу фэнтези, если в книгах присутствует магия, колдовство и прочее, пусть даже нет привычных для фэнтези драконов или магов.
Я не могу отнести книгу к фантастике, если присутствует превращения человека в животное и наоборот. Ну это, пожалуй, самое малое. Покажите мне книги, которые реально можно отнести к научной фантастике, а я попробую оценить, насколько их можно отнести к этому жанру.
— А нет статистики, какие книги покупают больше?
СС: Любовные романы всегда покупали и покупать будут. Пожалуй, любовное фэнтези пользуется пока что наибольшей популярностью, во всяком случае на нашем сайте.
— Некоторые издательства не ищут молодых перспективных авторов, а просят денег за изданное произведение. Что делать молодым начинающим авторам в таком случае?
СС: Мы не просим денег с молодых или начинающих авторов за издание произведения, а как поступают другие издательства, я не знаю, честно говоря. Если произведение интересное, то мы его издаем.
Ищем авторов по-разному — это и конкурсы, куда отбираются интересные работы для публикации. Работы интересные, мы стараемся быть на высоте. Далее отправляем эти работы на другие конкурсы. Надо рассказать о книге так, чтобы привлечь покупателей. Сами авторы не хотят этого делать. Я их понимаю, они написали эту книгу, а нужны читательские эмоции, чувства.
— Вы выпускаете определенный тираж?
СС: Мы не печатаем большими объемами, исключение — только если читатель сам захочет, тогда печатаем, то есть, под заказ. И независимо от того речь идет о книге известного писателя, или нет.
Алексей Лысенков, телеведущий, бесменный «рулевой» программы «Сам себе режисер» заявил, что предпочитает бумажные книги.
АЛ: У меня есть любимый автор и три книги: Юрий Костин — «Немец», «Русский», «Француз». Есть книги, которые невозможно читать в электронном виде. Серьезная, вдумчивая литература читается только с бумажного листа, если ради развлечения — электронная книжка.
— Покупаете ли книги как раньше в книжном магазине? И подарили бы сейчас книгу кому-нибудь в подарок?
АЛ: Да, я иногда захожу в книжный. Иногда друзья дарят книги, в том числе пишущие. Так, что книг с автографами дома много. Храню родительскую библиотеку. В кабинете — книжные шкафы до потолка. Да, хорошая книга — это отличный подарок на все времена. Я в этом абсолютно уверен.
— А Вы купили бы книгу неизвестного автора?
АЛ: По рекомендации друзей или уважаемых людей. Но точно не по рекламе.
Солистка группа «Стрелки» Катерина Любомская, известная среди поклонников как «Радистка Кэт» так же подтвердила, что развитие цифровых медиа никак не снизит ее интерес к печатной продукции.
Катерина Любомская: Я люблю читать, все, что связано с психологией. Для меня удобнее аудиокнига, потому что можно слушать в машине, едешь и слушаешь или, стоя в пробке, например.
— А ты покупаешь бумажные книги?
КЛ: Если говорить о том, что мне больше нравится, то, конечно, печатные книги. Мне нравится их покупать, и само вот это ощущение, потому что само восприятие чтения меняется. Я люблю заходить в книжный еще потому, что там своя атмосфера, даже запах. Заходишь, и как в детстве побывала.