Что происходит, департамент?

Люди, которые ведут фейсбуки столичных ведомств, — о котиках, прописных истинах и вопросах пользователей.

Столичные департаменты, ГУПы и управы осваивают соцсети. Кто-то по привычке ведет их чиновничьим языком, кому-то удается найти человеческую интонацию. «МН» выбрали в фейсбуке странички пяти столичных ведомств, которые общаются с пользователями на понятном им языке, и спросили у их авторов, зачем госучреждениям соцсети, о чем они рассказывают своим читателям и постят ли котиков.

От лица управ и ведомств в социальных сетях пишут живые люди

© Московские новости. Тимофей Яржомбек

Ведомство: Мосгорнаследие

Адрес: facebook.com/mosgornasledie

Дата создания страницы: 1 апреля 2012 года

Число подписчиков: 1029*

Автор: Юлия Хасия, руководитель пресс-службы

Юлия Хасия

— Идея о запуске официальных аккаунтов департамента принадлежала советнику нашего руководителя Николаю Переслегину. Объективно сейчас соцсети — один из самых удобных способов обмена информацией. К примеру, я часто приглашаю журналистов на наши мероприятия посредством фейсбука (со своей личной страницы в том числе).

У нас открыты страницы наиболее популярных проектов Мосгорнаследия: экскурсионного проекта Выход в город (1751 подписчик) и журнала «Московское наследие» (284 подписчика).

Наши френды — люди в возрасте от 18 до 35 лет с самыми разными интересами. Часто это студенты и выпускники профильных вузов, например МАРХИ, которые профессиональным взглядом оценивают состояние исторических памятников Москвы. В основном активные горожане, которые любят свой город и хотят первыми узнавать о каких?то изменениях в его облике.

Никаких запретов на информацию на нашей страничке нет, мы просто стараемся адекватно оценить, что будет интересно пользователям, а что является более специфической информацией, требующей дополнительных разъяснений. По таким поводам выходят, к примеру, статьи и телесюжеты в различных СМИ, которые мы уже «расшариваем» на страничку с небольшими комментариями.


Юлия Хасия

© РИА Новости. Артем Житенев

Официальную информацию стараемся переформулировать, кратко изложить саму суть так, чтобы она не воспринималась как официоз, а была просто доступными и интересными новостями. Разбавляем ее фотографиями, приглашениями на интересные мероприятия в архитектурной среде — выставки, лекции.

Пользователи чаще всего спрашивают нас об общей ситуации с памятниками в историческом центре, о конкретных домах, присылают фотографии, отмечают какие-то достижения, «расшаривают» наши новости на своих страницах. Политика общения с пользователями предельно проста — мы придерживаемся норм этикета, всегда вежливы и доброжелательны. Безусловно, страничка департамента не является дублером электронной приемной, и мы не консультируем пользователей по частным и специфическим вопросам, но всегда подскажем, куда лучше написать или позвонить, чтобы оперативно получить ответ.

Страничку я обновляю ежедневно вне зависимости от времени суток. Популярностью пользуются новости о присвоении ценного статуса историческим зданиям Москвы и фотоотчеты только что отреставрированных объектов. С удовольствием ставим «теги» на наших друзей, которых уже знаем.

Мы решили оживить твиттер департамента, созданный летом 2012 года. В нем публикуем краткие сообщения о ситуации в сфере сохранения культурного наследия и фоторепортажи наших открытых мероприятий.

Ведомство: Департамент информационных технологий Москвы

Адрес: facebook.com/smartMoscow

Дата создания страницы: 4 июня 2011 года

Число подписчиков: 723*

Авторы: Елена Новикова, руководитель пресс-службы, и Дарья Миронова, ведущий специалист пресс-службы


Дарья Миронова, Елена Новикова

© РИА Новости. Артем Житенев

Елена Новикова (на фото справа), ведет страничку с мая 2011 года

— Страничку в фейсбуке предложил открыть руководитель департамента Артем Ермолаев. Он активный пользователь этой соцсети. Мы не хотели привлекать к работе профессиональные компании. Да, они могут блестяще публиковать посты два-три раза в неделю, но в этих публикациях обычно нет живого присутствия.

Мы решили, что будем создавать контент для соцсетей, а не делать перепост релизов, рассказывать на своей страничке не только о новостях ведомства, а проводить тестирование наших продуктов и информировать о городских проблемах. Причем на страничке в Fb новости департамента появляются раньше, чем на официальном сайте.

С пользователями говорим не чиновничьим языком, а человеческим. Иначе «затроллят». Стараемся сразу отвечать на вопросы. Интересно наблюдать за реакцией пользователей сети, которые в комментариях не скрывают удивления: «Ой, а мне уже ответили!».

За страничкой следим и по выходным, и по ночам. Самый большой прирост лайков — ночной. Поэтому иногда я могу задать в два часа вопрос на­­шему айтишнику. И через не­сколь­ко минут получу от него ответ.

В Twitter мы тоже присутствуем, там у нас еще больше подписчиков, чем в FB.

Дарья Миронова (на фото слева), ведет страничку с октября 2012 года

— Каждый день я делаю по нескольку постов. Утром прихожу на работу, смотрю новости на внутреннем портале департамента. О новых разработках и решениях в ведомстве узнаю и на совещаниях, а еще в курилке и в буфете.

Стараюсь разбавить официоз комиксами, приколами. Но их не должно быть много. Добавляю новости информатизации из других стран. А еще мои дру­зья-ай­­ти­ш­ни­ки подсказывают, какие приложения можно проанонсировать: например, голосовой ассистент для смартфона на русском языке или прило­жение для домашнего бюджетирования.

Ведомство: Департамент культуры Москвы

Адрес: facebook.com/mosdepkultura

Дата создания страницы: 1 октября 2011 года

Число подписчиков: 4125*

Автор: Ася Аникеева, ведущий специалист пресс-службы

Ася Аникеева


© РИА Новости. Артем Житенев

Ася Аникеева

— До работы в департаменте культуры я вела страничку парка Горького. Руководитель департамента Сергей Капков сам активный пользователь фейсбука.

Среди наших френдов — наши подведомственные учреждения. Их более 900. Сейчас мы уже на уровне регламента требуем, чтобы все они тоже заводили страницы в фейсбуке. Таким образом нам легче будет понимать, где, что и у кого происходит. Да и самим им будет проще давать информацию. Тем более всем театрам и музеям очень важно понимать, что Сергей Капков знает, что у них происходит и «лайкает» посты с информацией о них.

Моя работа начинается утром. Я просыпаюсь, завтракаю и сначала захожу в свой FB, потом на страничку департамента. Иногда отвечаю на вопросы, но чаще это делаю на рабочем месте, так как необходима информация, которая доступна только в офисе. Поэтому работать в удаленном доступе не получится, то есть невозможно находиться где-то в Гоа и вести страничку столичного департамента.

Активность пользователи проявляют в основном днем, после 7 вечера и до 1–2 ночи. Ведь не у всех на работе есть доступ к соцсетям. В выходные нашу страничку часто смотрят ранним утром, чтобы узнать, где и что происходит, куда сходить.

Приоритет в постах мы отдаем масштабным акциям и проектам. Мероприятий каждый день очень много. Большое преимущество — у нас всегда есть выбор красивых изображений. Недавно было 50-летие детской школы искусств им. Даргомыжского. У них нет своей странички в FB. Казалось бы, как привлечь внимание к этому юбилею? Я отсматривала фотографии, которые прислали из школы. Мне понравился снимок, на котором была изображена девочка в балетной пачке. Снимок был похож на открытку, выполнен в сепии. В итоге пост стал очень популярным. Это еще раз доказывает, что яркость картинки очень цепляет людей.

Котиков мы постим. Но вы посмотрите, какие это котики. К примеру, к выставке в галерее Сергея Андрияки мы поставили рисунок с изображением львицы. А к персональной выставке Ларисы Ко­ся­ковой «Люди, птицы, рыбы..» поставили ее картину «Кот».

Я считаю, что контент странички должен максимально соответствовать ее заявленному названию. Должны быть посты о ве­домстве и немного позитива по этой же тематике. Но никакой лишней инфор­мации быть не должно. Люди и так получают слишком много информационного мусора. Зачем же еще грузить их?

Департамент также есть и «ВКонтакте». Там меньше пользователей, чем в Facebook. Twitter у нас тоже есть — twitter.com/moskultura. Туда идут перепосты со страницы «ВКонтакте».

Ведомство: Управа Басманного района

Адрес: facebook.com/BasmanUprava

Дата создания страницы: 1 июля 2012 года

Число подписчиков: 737*

Авторы: Андрей Леднев, главный редактор газеты «Басманные вести», и Варвара Леднева, корреспондент газеты «Басманные вести»


Варвара Леднева, Андрей Леднев

© РИА Новости. Артем Житенев

Андрей Леднев

— Страницу ведем на общественных началах. Создать ее предложил руководитель аппарата управы Игорь Булгаков, а глава управы Владимир Мариупольский согласился и сам сразу же прописался в фейсбуке. Сначала мы пытались превратить страницу в полноценную электронную газету. Но оказалось, что избыток публикаций отталкивает подписчиков, перегружая их ленту. Постепенно определили оптимальное количество постов — не больше пяти в день.

Публикуем иллюстративные материалы, знакомящие с историей района. Стараемся показать все наиболее интересное из того, что в нем происходит. К сожалению, нет возможности дать анонсы всех интересных событий.

Формальных запретов на информацию нет. Считаем бессмысленным тиражировать общегородские новости, кошачьи фотки, прописные истины, ходячие шутки, забавные картинки.

Проблемы разбавить официальную информацию у нас нет. Скорее наоборот: мы официальной информацией изредка разбавляем общую.

Официоз публикуем только тогда, когда есть уверенность, что он будет интересен подписчикам. Для публикации «полного собрания» казенных текстов есть официальная страница управы.

Примерно раз в неделю кто-то из жителей обращается к нам с вопросом, относящимся к компетенции подразделений управы или структур ЖКХ. Мы подсказываем, кому позвонить или написать. Если что-то серьезное — сообщаем руководству управы. Авторы таких обращений часто становятся нашими подписчиками».

Варвара Леднева

— Я работаю фотокорреспондентом в газете и даю свои снимки для странички в FB. Мне самой очень интересно узнавать, что нового происходит в родном районе. Иногда кто-то из соседей подсказывает интересные сюжеты. Однажды, к примеру, рассказали, что в одном из дворов существует целая коллекция уличной скульптуры. Я сфотографировала и опубликовала снимки. Сразу же появились желающие пойти посмотреть. Многие и не подозревали, что в районе есть такое место.

Еще я публикую старые фотографии из архивов моих знакомых и подписчиков. Очень интересно получается, когда публикуешь снимок какой-то улицы начала прошлого века и снимок, сделанный в том же месте несколько дней или часов назад.

Что касается котиков, то я не ставлю таких картинок. Но однажды я шла по Старой Басманной улице, был красивый закат. И создавалось впечатление, как будто по одной из крыш идет кошка. Я сделала снимок. Было очень много репостов и комментариев. Так что без котов все же не обошлось.

Ведомство: Москомархитектура

Адрес: facebook.com/moskomarch

Дата создания страницы: 18 ноября 2012 года

Число подписчиков: 550*

Авторы: Леонид Браткин, руководитель управления по связям с общественностью и СМИ, Снежана Петрова, основной автор и куратор странички, Мария Ульянова, творческая поддержка


Снежана Петрова, Леонид Баткин, Мария Ульянова

© РИА Новости

Снежана Петрова (на фото слева)

— Идея создания нашей странички принадлежит главному архитектору Москвы Сергею Кузнецову. Мы ее радостно подхватили, потому что фейсбук — отличный канал общения с людьми напрямую. Например, можно провести какой-то соцопрос по актуальной проблеме и быстро получить обратную связь.

Кузнецов оценивает нашу работу и как один из руководителей Москомархитектуры, и просто как человек с хорошим вкусом. Он наш главный критик. Мы, к примеру, долго не могли решить, как оформить страницу. Несколько предложенных вариантов фона он отверг из-за полной, по его мнению, негодности. Сейчас остался тот, который вызвал наименьшее количество возражений.

У нас пока нет определенной концепции, мы только развиваемся. Но мы никогда не пишем «доброе утро!» или «добрый вечер!». И у нас нет и не будет никаких котиков! Думаю, что-то подобное появится только в одном случае: если меня свяжут и моими руками запостят «мимими».

Страничка — не основное направление моей работы, но в течение дня я мониторю ее. Это удобный канал связи, который работает сразу в двух направлениях: мы даем информацию общественности и тут же получаем отклики — вопросы и комментарии.

Те, кому важна официальная информация, не ищут ее в FB, а идут на сайт Москомархитектуры. В FB хотим сделать симбиоз — серьезные данные совместить с интерактивными фишками. Например, ты не можешь опубликовать трехстраничный документ, но можешь запостить два-три абзаца — кому интересно, найдут подробности на официальном ресурсе. Конечно, мы даем также не новостную информацию.

К примеру, одним из постов была картина Василия Кандинского — Мос­ква, как он увидел ее почти сто лет назад. Нередко информацию предоставляют сотрудники, которые побывали в командировках и спешат поделиться отчетами и фотографиями.

Одним из популярных постов стала фотография жилого дома в Китае. Жители ветхого трехэтажного дома отказались от компенсации, не хотели покидать здание. А его должны были снести, потому что шло строительство магистрали. В итоге дом оказался на островке среди автодороги. И вскоре жители все же решили уехать — жить стало просто невозможно.

Хотя нашей страничке чуть больше месяца, пользователи уже активно пишут комментарии к постам, задают вопросы. К примеру, уже интересовались: почему возле Кутафьи башни появились заграждения. Мы объяснили, что в Александровском саду идут ремонтные работы. Хотя тема и не наша.

* Количество подписчиков везде указано по состоянию на 14 января

Иоланта Качаева

Московские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе